Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Начальная школа: цена стандартов

Благие намерения и финансовые возможности

Введение стандартов начальной школы – не только вопрос содержания образования. Такой масштабный проект должен повлечь за собой и экономические, и управленческие перемены. О том, какие проблемы здесь возникают, рассказывает директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.

Почему, на ваш взгляд, стандарт вводится без увеличения финансирования?
– Ответ может быть простым: никто не считает деньги субъектов Федерации. Мы сталкивались с той же проблемой при введении профилизации в старшую школу. Это хорошая идея: дать детям на старшей ступени школы возможность углубленно заниматься по выбранным направлениям. Но ни в одном из субъектов Федерации, бюджеты которых мы просматривали, не обнаружилось серьезного увеличения финансирования старшей ступени.
Увеличение финансирования на реализацию стандарта зависит от субъекта РФ или от федерального центра?
– Федеральный центр не дает дополнительных денег на стандарт по простой причине: это не его полномочия. Мне довелось читать обоснование одного из законопроектов (ныне уже ставшего законом), в котором черным по белому было написано: «Дополнительного финансирования из федерального бюджета не потребуется». Заметьте: федерального бюджета. А о том, что возникают дополнительные расходные обязательства субъекта РФ, – в документе ничего не говорилось. Боюсь, что именно так произошло и со стандартом начального образования. Беда федерального центра в том, что он предлагает хорошие меры без их серьезного экономического обоснования. И никто не спрашивает, по карману ли это субъектам Федерации.
До сих пор младшая ступень школы была у нас самой дешевой: одна учительница учит весь класс, нет деления на группы и подгруппы. Если стандартом увеличено количество обязательных часов для начальной школы, то и стоить это будет соответственно дороже. По данным Краснодарского края, где в пилотном режиме уже начался переход на новый стандарт начального образования, расходы на его реализацию возросли на 30%.
Без дополнительных денег новый стандарт ввести нельзя. И это очевидно. Эксперты центра подсчитали, сколько все-таки на него нужно?
– Мы предполагаем, что на введение стандарта начального образования каждому региону понадобится дополнительно от 30 до 50 процентов от нынешнего финансирования начальной школы. В субъектах Федерации, перешедших на ученико-час, затраты будут меньше, потому что дополнительные средства на «внеурочную деятельность» туда уже пошли. Регионы, которые не ввели ученико-час, для введения стандарта начального образования должны увеличить общий школьный бюджет на 10–15% (исходя из того, что бюджет начальной школы составляет около 30% бюджета средней школы). С одной стороны, цифры небольшие. С другой – в условиях секвестра бюджетных расходов не все регионы смогут выделить их дополнительно.
Федеральный центр может наказать регионы санкциями за не-введение или неполное введение стандарта начального образования?
– Новый стандарт – федеральная норма, и регионы обязаны его ввести. Конечно, контролирующие органы будут проверять, выполняется он или нет.
Что начнет происходить, если стандарт начального образования будет введен без соответствующего финансирования?
– Там, где субъекты РФ финансово более или менее самодостаточны, можно ожидать увеличения расходов на младшую школу за счет дополнительных средств. Но там, где этих денег не найдут, муниципальная администрация будет решать этот вопрос перераспределением средств. В этом случае школам придется изымать деньги из стимулирующей части фонда оплаты труда. Больше взять их просто неоткуда.
Возможно ли, что дополнительное бремя переложат на родителей учеников? Может быть, именно с них начнут собирать дополнительные деньги?
– Не думаю. Мы говорим о реализации стандарта, а в его рамках образование должно быть бесплатным. Речь идет именно о том, что дополнительные обязательные часы должны оплачиваться из бюджета – либо государственного, либо муниципального. Других вариантов нет. Поэтому вряд ли проблема будет решаться за счет родителей: это нарушение закона и повод для разбирательства прокуратуры. Впрочем, косвенные поборы с родителей как были, так и останутся.
Как надеются решать проблему руководители регионов?
– Единственное, что в рамках выделенных бюджетов могут предложить муниципалам субъекты Федерации: при сокращении количества детей направлять освободившиеся деньги на реализацию новых стандартов в начальной школе. Однако рождаемость уже увеличивается, через несколько лет это поколение придет в школы. Поэтому проблема встанет снова.
Какие еще последствия возможны при введении новых стандартов начального образования?
– Увеличение обязательных часов для младших школьников приведет к тому, что эти часы будут забираться из учреждений дополнительного образования. Если прежде ребенок проводил в школе приблизительно четыре с половиной часа, теперь он будет проводить около 8 часов.
Учреждения дополнительного образования финансируются муниципалитетом в заявительном характере: набралось 10 детишек – открылась группа авиамоделирования или макраме. Дети не пришли – группа не сформирована. Что может произойти теперь? Многие дети, которые раньше посещали учреждения допобразования, станут проводить эти часы в школе. Соответственно должен уменьшиться бюджет учреждений дополнительного образования. Источник финансирования у них тот же, что и у школы, – муниципалитет. Эти деньги должны перетечь в школу, на оплату дополнительных часов по стандарту. Но если учреждения допобразования находятся на уровне муниципалитета и им же финансируются, то за основные общеобразовательные программы, которые реализуются в рамках школы, муниципалитет получает компенсацию от субъекта Федерации. С этой точки зрения финансовые обязательства муниципалитета уменьшаются, а субъекта РФ – увеличиваются. То есть, чтобы выполнялся стандарт, субвенция, получаемая муниципалитетами, должна вырасти. А за счет чего?
Возможно, плюсы нового стандарта все-таки оправдают затраты?
– Будет ли лучше детям при новом стандарте? Это вопрос. Раньше учреждения допобразования собирали детей в группы по интересам из разных школ района, то теперь кружок авиамоделирования или макраме нужно будет обеспечить детям из одной школы. А наберется ли в рамках одной школы 10–15 детей с общими интересами? Следовательно, придется либо серьезно увеличивать расходы на начальную школу, либо ограничивать интересы ребенка по принципу: мы не можем обеспечить тебе кружок авиамоделирования, ходи в группу кройки и шитья.
Внутри школы ему будет предоставлено не 10 направлений, а, скажем, 3. Если же ты не вписываешься в три направления – извини, все равно будешь сидеть в школе эти часы, потому что теперь по стандарту это – обязательное время.
Одним словом, хорошо, что государство берет на себя эти функции и включает в стандарт дополнительные часы. С другой стороны – просчитайте, по карману ли нам это. Ведь любое действие стоит денег. И надо соизмерять желания (в данном случае – сделать более глубоким стандарт начальной школы) и финансовые возможности, которые пока этого не позволяют.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА