Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Почему не будет Образовательного кодекса?

На вопрос отвечает заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Анна Вавилова

Долгое время россиянам обещали, что в нашей стране будет принят Образовательный кодекс. Теперь от идеи кодекса отказались. В чем разница между двумя этими правовыми документами?

– В нашей правовой системе кодекс и закон обладают одинаковой юридической силой. Все эти акты являются федеральными законами, которые должны соответствовать Конституции и которым, в свою очередь, должны соответствовать подзаконные нормативные акты. Да, в самих кодексах зачастую содержится указание на то, что они имеют приоритет перед иными федеральными законами в своей сфере. Однако такая постановка вопроса является крайне неоднозначной, и с теоретической точки зрения «правильного» ответа здесь нет.
Традиция романо-германской правовой семьи, к которой Россия в плане источников права достаточно близка, подразумевает, что появляются кодифицированные законы – такие законы, в которых сведены воедино и систематизированы все основные нормы той или иной отрасли права. Таковы «классические» кодексы – Гражданский, Уголовный, Процессуальный и т.п.
Вопрос о том, является ли образовательное право отдельной отраслью права или только отраслью законодательства, неоднозначен. Ответ на него зависит от позиции по вопросу оснований выделения отраслей права. И я бы сейчас в него не вдавалась. Могу лишь озвучить свою позицию: на данный момент вопрос «закон или кодекс» – это вопрос оценки. «Дорос» ли массив правовых норм до того, чтобы быть выделенным по предмету в «отрасль»? «Дорос» ли массив законодательных норм до того, чтобы его систематизация носила наименование «кодекс»? Кто-то считает, что имеющееся уже «тянет» на кодекс. Кто-то считает, что нет. Аргументы есть и у той, и у другой стороны. У нас, например, есть транспортные законы, которые носят наименование кодекса. А образование от них, как мне представляется, не сильно отстает. Но хочу подчеркнуть: как бы ни был назван закон, он в любом случае будет федеральным законом. В нем будут те же нормы, та же структура. И потому, я думаю, не так уж важно, называется он кодексом или законом.