Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2010

Вторая тетрадь. Школьное дело



СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Ирина Рынкевич ,
руководитель педагогического отряда «Параллели» г. Петрозаводск

Детский коллектив: шаги к сплочению

На каждом из них педагогов подстерегают свои «подводные камни», преодолеть которые помогает знание законов группового развития

В профильном лагере часто собираются ребята, которые до приезда не были знакомы друг с другом. И перед педагогами встает задача создания временного детского коллектива, развитие которого, как известно, имеет свои психологические закономерности и предполагает прохождение определенных стадий. Знание этих законов может существенно облегчить работу педагогов. Здесь мы расскажем о практическом использовании периодизации становления детского коллектива. Мы не сами ее изобрели, но многократно проверили и убедились в эффективности.

Этап первый: «Мы – Они»

Это самый дискомфортный этап в жизни лагеря. Когда человек «вырывается» из привычных жизненных обстоятельств, ему бывает трудно сразу принять новую реальность. «А у нас в классе…», «А у нас в прошлом году…», «А мы с друзьями…» – то и дело проскакивает в речи ребят. Отсюда и название этапа: есть Мы – я и мое привычное окружение, и есть Они – новые, незнакомые мне люди. Ситуация несколько иная, если ребята уже знакомы. Скажем, они в течение учебного года занимаются в кружке, клубе или секции, а летом выехали за город. Но и здесь происходит притирка, поскольку в новых условиях люди проявляются по-новому.
Основная задача на этом этапе – помочь ребятам принять новую ситуацию и свою роль в ней. Каким образом?
Прежде всего надо предоставить детям как можно больше информации о лагере – о режимных моментах, общем содержании программы. Разумеется, какую-то информацию ребята должны были получить до отъезда, чтобы осознанно принять решение поехать в лагерь. Особенно это касается вопросов дисциплины. Обо всех категорических «нельзя», а также о возможных за эти нарушения наказаниях ребенок должен узнать до отъезда в лагерь. В этом случае, поехав в лагерь, он «автоматически» принимает установленные правила.
Весьма полезны на этом этапе бывают игры на знакомство и сближение. Великое множество такого рода игр можно встретить в книгах и на интернет-сайтах, но, как правило, там игры с разными специфическими особенностями «смешиваются в одну кучу» без всякого различения. Между тем процесс знакомства в группе проходит в несколько стадий, и для каждой из них важно подобрать определенные игры. Итак: простой контакт – представление по именам – узнавание и сближение – закрепление имен.
«Гордиев узел» (на контакт): участники (четное количество) встают в круг. Закрывают глаза. По команде ведущего делают несколько шагов к центру, чтобы круг был как можно плотнее. Затем по команде ведущего каждый вытягивает вперед правую руку и пытается поймать чью-нибудь ладонь. Затем то же самое – с левой рукой. Затем участники открывают глаза и пытаются распутать образовавшуюся путаницу, не размыкая рук.
«Цвета» (на контакт): игроки становятся в круг. Ведущий называет цвет. Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь или одежду этого цвета на ком-то из участников. Кто не успел – выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом.
«Молекулы» (на контакт и представление): участники превращаются в атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число назовет ведущий. Услышав число, атомы должны объединиться в молекулы. Оказавшись в одной молекуле, участники представляются друг другу по именам. Те, кому не хватило партнеров для создания молекулы, «выпадают в осадок», то есть выходят из игры.
«История имени» (на представление, узнавание и создание атмосферы): участники рассказывают друг другу историю своего имени – что оно означает, кто выбрал его, свое отношение к имени и т.д.
«Агата Кристи» (К.Фопель) (на узнавание и развитие фантазии): участники делятся по парам (желательно, чтобы люди были незнакомы до этого). Затем каждый должен представить своему партнеру 3–5 личных вещей, по которым партнер постарается составить некоторое представление об этом участнике. В конце каждый делится с группой своими изысканиями.
«Я вызываю на свой берег» (на сближение): условно обозначается река. Ведущий встает на один берег, группа – на другой. Ведущий говорит: «Я вызываю на свой берег (называет человека), потому что (называет, что их объединяет – по любому признаку)». Человек, которого назвали, переходит к ведущему и вызывает следующего. Так пока все не окажутся на другом берегу.
«Я… а ты?» (на узнавание): каждый говорит что-то о себе: «Из музыки мне больше всего нравится…» – и задает вопрос кому-то в кругу: «А тебе?» Или «Из еды я больше всего люблю… А ты?», «…из школьных предметов…», «…из домашних животных…» и т.п. Важно обратить внимание на формулу: если хочешь, чтобы с тобой были откровенны, откройся первым. В этом есть и подстраховка – человек не задаст другому вопрос, на который не может ответить сам.
«Домино интересов» (на узнавание и сближение): первый участник выходит в центр и называет два своих любимых дела – по одному на каждую руку. Затем тот из участников, который любит делать что-то из названного, подходит к первому участнику и со словами «я тоже» берет его за соответствующую руку. При этом говорит: «А еще я люблю…» – и называет другое свое любимое дело для свободной руки. Таким образом, выстраивается двухсторонняя цепочка. Для того чтобы круг замкнулся, два крайних участника должны найти общее любимое занятие. Завершить игру можно словами: «Посмотрите, у каждого из вас есть как минимум два человека, с которыми вам есть о чем поговорить».
Не стоит дублировать игры одного направления, разве что на узнавание и сближение можно дать несколько игр. Из нескольких игр, выполняющих одну задачу, выбор следует делать, исходя из интеллектуального уровня ребят и их готовности играть.

Багаж для кругосветного путешествия

Быстрее принять общность помогает… ритуал. Это может быть открытие лагеря с поднятием флага клуба, вручением каких-то отличительных знаков; принятие игрового имени; прохождение небольшого испытания по аналогии с инициацией, посвящение новичков.
Делить ребят на группы удобнее, когда педагогам они знакомы и есть возможность сделать это осмысленно. Важнее всего развести по разным группам лидеров и состыковать их с вожатыми. Согласованность вожатого и лидера крайне важна для группы. Далее деление происходит следующим образом: сначала делим старших парней (их, как правило, в профильных лагерях немного), затем младших ребят и только потом девчонок.
Вопрос: разбивать или нет дружеские пары – спорный. В психологических лагерях это было обязательным требованием. Работая с сельскими ребятами, мы убедились, что им действительно трудно оказываться среди незнакомых людей в одиночку. Чаще всего выбираем «золотую середину». Объявляю: «Если вы человек самодостаточный, будем рассматривать вас как самостоятельную единицу. Если же совсем невмоготу без кого-то, разрешаю вцепиться в одного человека». Хотя нередки случаи, когда друзей (и особенно подруг) просто необходимо развести по разным группам, чтобы дать ребенку ощутить свою самостоятельность и реализоваться.
Название группы – тоже знак сплочения. Однако процесс поиска этого названия не так прост. Помню эти извечные мучения. Еще и группы-то нет как таковой, а нужно определить ее характер и особенности. Если, конечно, мы рассматриваем название как нечто большее, чем повтор лагерных штампов. А нам очень хочется, чтобы во всем был смысл.
Название группы должно нести в себе элемент объединения, не должно иметь негативную окраску, должно быть удобным для произношения и для образования звательной формы. Со временем мы поняли, что удобнее всего задавать определенный алгоритм действий, который позволит группе и сплотиться, и подготовить представление, и выбрать название.
Один из таких алгоритмов – «Кругосветное путешествие». Вот как он реализуется. Вначале группам предлагается обсудить, в какое путешествие они хотели бы отправиться. Куда? С какой целью? Каким видом транспорта? Надолго ли? Причем важно, чтобы это было коллективное мнение, устроившее всех. В ходе обсуждения само собой рождается и название группы. История путешествия становится и основой для представления группы. В дополнение к этому группам можно предложить показать небольшой рекламный ролик турфирмы, услугами которой они пользуются. Кроме того, группа пишет легенду, якобы услышанную в путешествии. Причем история должна включать в себя значения имен всех участников группы. Нетрудно догадаться, что в этом задании скрыт механизм идентификации и объединения.
Еще одно задание – «Багаж группы» позволяет определить ценности участников и степень сплоченности группы. Каждой группе предлагается определенное число мест для багажа (по числу участников в группе). Не оговаривается, берет ли каждый то, что нужно именно ему, или группа объединяет места и принимает групповое решение, – это группа решает сама. Причем в багаже могут оказаться не обязательно конкретные предметы, но и вполне абстрактные понятия – хорошее настроение, солнечная погода, дружба и т.п. Из всех этих заданий складывается вполне зрелищное и интересное представление.

Без фейерверков

Знакомство и обживание требуют особого внимания. Не случайно практически весь первый день ребята проводят в своих группах, чтобы получше узнать друг друга, привыкнуть. Обязательно нужно дать время на то, чтобы разложить вещи, осмотреться. Все это создает чувство защиты. Даже такая мелочь, как наличие бейджиков у педсостава, облегчает знакомство.
Для меня задача первого дня выполнена на 100%, если к вечеру создается атмосфера уютного дома, когда все знают, куда идти и что делать, к кому обратиться в той или иной ситуации. Фейерверки хороши, когда создан общий благоприятный фон, и яркость – не задача первого дня. Особенно если учесть, в каком напряженном ритме обычно живут современные дети, тем более дети активные. Размеренная, с отсутствием нервозности обстановка уже хороша сама по себе, а когда на ее фоне происходят эмоциональные и интеллектуальные прорывы – о чем еще мечтать?
Первый день – самый сложный. И от того, как он пройдет, во многом зависит успех всего лагеря. Если удается грамотно его выстроить и провести, уже к концу первого дня группа выходит на вторую, а то и на третью стадию развития.

Этап второй: «Я – Они»

Это стадия «кристаллизации» индивидуальности. На этом этапе дети раскрывают (предъявляют, демонстрируют) свои личностные качества и особенности. На наших профильных сменах это раскрытие во многом происходит уже в первый день благодаря играм на знакомство, а также во второй день во время игры с перемещением детей «по станциям», где у каждого есть возможность проявить себя. Но тут нас подстерегает другая крайность: возникновение противостояния отдельных людей группе. Наша задача – «легализовать» этот процесс, сделав его менее болезненным.
Как это сделать? Дайте возможность похвастаться своими достижениями и умениями в рамках игры, и не одному человеку, а всем.
Для этой цели хорошо подходит игра «Давайте поприветствуем». Вот вкратце ее описание. Ведущий: «Давайте поприветствуем всех… кто съел сегодня весь обед; у кого дома есть кошка или собака; у кого уже есть знакомые в лагере; кто закончил учебный год на 4 и 5; кто играет на музыкальных инструментах; кто умеет плавать… и т.п.» Все, кто относит себя к названной категории, встают, остальные им аплодируют. Сначала категории называет ведущий. Кстати, это хорошая возможность выяснить творческий потенциал группы. Затем выдвигать номинации может любой желающий.
Симпатии в парах проявляются и в первый день, но игры на взаимодействие в парах целесообразно проводить, когда появляются знаки внимания. Обычно это происходит примерно на третий день.

Этап третий: «Я – Ты»

Это период формирования пар и мини-групп. Ребята уже осмотрелись и выбрали людей, которые им интересны и приятны. Здесь уместны игры на взаимодействие в паре.
«Глаза в глаза»: участники садятся в круг, опускают голову. По знаку ведущего все поднимают глаза, выбрав одного из участников. Если два человека встречаются взглядами, они выходят из круга – это пара для будущей игры. Игра проводится не более трех раз подряд.
Если нужен случайный подбор пар, можно использовать другой прием – «Веревочки»: берутся нетолстые веревочки длиной 80–100 см. Ведущий сжимает их в кулаке, перехватив посередине. Каждый участник (а их должно быть четное число) берет один конец веревочки в руку, после чего ведущий разжимает кулак. Таким образом, каждый из участников оказывается «повязан» с кем-то одной веревочкой.
Теперь сами «парные» игры.
«Мигалки»: играющие делятся на пары и образуют круг, причем один сидит на стуле лицом к центру, второй стоит у него за спиной. Перед одним из игроков – пустой стул, он водящий. Водящий подмигивает кому-то из сидящих игроков. Тот, кому подмигнули, должен быстро перебежать к водящему и сесть на его стул. Стоящий сзади должен среагировать и не дать убежать своему напарнику. Оставшийся без пары становится водящим.
«Танец рук» (К.Фопель): участники делятся по парам, встают друг напротив друга, соединяют ладони. Звучит музыка, и пары пытаются исполнить «танец рук».
«Ищи и найди» (К.Фопель): участники разбиваются на пары. Встают в круг (точнее, в два круга – внешний и внутренний). Партнеры изучают друг друга, чтобы потом определить на ощупь. Затем участники, стоящие во внутреннем кругу, закрывают глаза и некоторое время вращаются по кругу. Задача: найти своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.
«Зеркало»: два участника встают друг напротив друга, договариваются, кто «человек», а кто «отражение». В исходной позиции руки на уровне груди, ладони участников соединены, как при игре в «хлопалки». Человек начинает делать разные движения, меняя ритм. Задача отражения – повторить и само движение, и ритм. Затем участники меняются ролями.
«Сиамские близнецы»: два участника становятся друг к другу боком, ухватившись за пояс друг друга; ноги со стороны касания партнеров связываются. Таким образом, двое участников как бы «сливаются» и играют роль «сиамских близнецов». Единственное условие – нельзя разговаривать. «Сиамским близнецам» предлагается выполнить какое-нибудь действие, например надуть и завязать шарик; заточить карандаш; завернуть предмет и перевязать ленточкой; вырвать лист бумаги из тетради, написать записку, вложить ее в конверт, заклеить его и т.п. Все это один из «близнецов» выполняет левой рукой, другой – правой.
«Рисунок в 4 руки»: каждая пара рисует сообща какую-нибудь картину, например, дом, женщину, собаку. Разговаривать при этом не разрешается. По окончании работы демонстрируются, и проходит обсуждение: кто взял на себя ведущую роль при рисовании? Кто уступил? Как был поделен лист? Была ли у каждого своя часть листа? Как реагировал партнер, если видел, что рисуют на его стороне? Как реагировал партнер, если его рисунок исправляли или дополняли? И т.п.
Отметим, что в стационарных лагерях, где не ведется целенаправленная и грамотная работа по формированию коллектива, процесс, как правило, достигает этого этапа и останавливается (дальнейшему развитию коллектива препятствует и то, что обычно количество детей в группах не соответствует оптимальному – от 12 до 15 человек). Возникает ядро активистов, которое берет на себя проведение показательных выступлений, а все основное время ребята проводят небольшими компаниями, получая удовольствие лишь от общения и самоорганизации на уровне игры в карты. Но ведь нам с вами этого недостаточно.

Этап четвертый: «Я + Я = Мы»

Собственно, это тот этап, ради которого мы все и затеваем – этап образования единого коллектива, где каждый может реализовать себя. Обычно главная проверка, по прохождении которой можно судить о сплоченности группы, – это третий день. Как правило, он становится критическим. Всегда находится человек в группе, который в этот день срывается, затевает конфликт, чаще «на пустом месте». Повод всегда найдется, а причина проста – преодолевается незримый барьер. В чем его суть? Вспомните, в любой поездке бывает такой момент – вдруг ни с того ни с сего накатывает грусть. Вроде все хорошо, а все равно накатывает. Это признак того, что мы преодолеваем рубеж привыкания. Менее сдержанные дети могут сорваться и в конце второго дня. «Старики» и педагоги, напротив, могут «дотянуть» до 4-го дня, но кризис все равно произойдет, и лучше его легализовать и нейтрализовать. Как? Прежде всего быть к этому готовым, принять как должное. Спокойно разобрать конфликт, провести корректирующую игру по нейтрализации негатива.
Вот примеры таких игр.
«Посудомоечная машина». Ведущий интересуется, у кого сегодня было неприятное событие, оставившее осадок, от которого хотелось бы избавиться, отмыться. Участники выстраиваются в две шеренги параллельно, на небольшом расстоянии. Доброволец встает у «входа в коридор» и объявляет, какой именно посудой он себя ощущает в данный момент. От этого будет зависеть, с какой интенсивностью его будут «мыть». Хрустальный фужер, тарелка с засохшими остатками еды, ржавая кастрюля… Затем человек начинает медленно продвигаться по живому коридору из участников, а те имитируют работу посудомоечной машины – трут, моют, вытирают, сушат. Касания не должны быть неприятными!
Комментарий: здесь решается сразу несколько задач. Во-первых, человек сам диагностирует свое состояние. Во-вторых, он легализует негатив и предпринимает попытку от него избавиться. Эффект происходит и за счет физического контакта, который приятен сам по себе, и за счет символической причастности группы к твоему очищению.
«Рисунок на спине». Участники встают в круг, на небольшом расстоянии друг от друга, глядя впередистоящему в спину. Ведущий начинает рассказ о прожитом дне, делая «рисунки» руками на спине соседа, стоящего перед ним. Все повторяют движения. Получается, что каждый и делает кому-то массаж, и получает его сам.
Подобное «рисование» позволяет эффективно отработать негатив дня – длительное ожидание, усталость, плохую погоду и т.п. Только надо иметь в виду, что закончить рассказ необходимо акцентировкой на позитивных впечатлениях.
Когда группы уже сплотились, неплохо дать им возможность повзаимодействовать с ребятами из других групп, может быть, на какую-то игру «перемешать»… Такое взаимодействие работает на укрепление интереса детей к программе профильного лагеря.