Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Учитель создает свою... школу!

– Я по большому счету только сейчас нашла себя в жизни, – говорит Татьяна Тимофеева, педагог начальных классов с 30-летним стажем

Бюрократизация серьезно мешает работе школы: в этом уже сходятся и учителя, и социологи-исследователи, и даже чиновники образовательного ведомства. И многие учителя уходят, чтобы не заполнять бесконечные бумажки вместо работы с детьми. Но, оказывается, можно не просто уйти из школы – а создать свою, такую, чтобы в ней было хорошо и детям, и педагогу. И для этого не нужно огромных спонсорских денег. Например, в чувашском городе Ядрине с сентября этого года открылась школа семейного образования. Семь первоклассников учатся в частном доме у учительницы начальных классов Татьяны Тимофеевой.

 

Уйти из школы

В двух школах города Ядрина Татьяна Тимофеева проработала почти тридцать лет. Последние восемнадцать лет – по Эльконину–Давыдову (эту систему она начала внедрять одной из первых в Чувашии). Учитель высшей категории. Грамоты. Победы с детьми на олимпиадах.
А в 2006 году Тимофеева написала «заявление по собственному» и уволилась из школы.
– Ушла, потому что поняла: я предаю детей. В школе стало невозможно работать, надо было заниматься только бумажками, – говорит она.
Тимофеева зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель (ИП) и стала в частном порядке вести продленную группу на дому и готовить детей к первому классу. Но хотелось учить, и репетиторства с «продленкой» было недостаточно.
– Я, наверное, учитель от рождения, – говорит Татьяна Тимофеева. – Не могу без школы.
И тогда Татьяна Федоровна задумалась: а можно ли создать школу без школьной бюрократии?

Свое дело

Решение оказалось простым.
– В 2009 году моя дочь должна была пойти в первый класс, – объясняет Татьяна Тимофеева, – и я решила, что она в массовую школу не пойдет. Начала листать законы, нашла положение о семейном образовании. А родители, когда узнали, что я хочу учить свою дочь дома, предложили: тогда учите и наших детей.
– Понимаете, у нас город маленький, и у Татьяны Федоровны очень хорошая репутация как у учителя, – говорит Лариса Чижова, мама первоклассницы Софьи. – Мы ходили к Татьяне Федоровне на подготовительные курсы. А когда появилась возможность обучения на дому, мы ни секунды не колебались и сразу же отдали Софью к ней в школу. Софья гиперактивный ребенок, и ей необходимо внимание, а кто с ней будет возиться в большой школе?
Заметим, что в примерном Положении о семейном образовании, выпущенном Минобрнауки, родителям дается три варианта: самим обучать своего ребенка, пригласить учителя из школы или выбрать педагога для ребенка и составить с ним договор на обучение. При этом такой педагог должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Казалось бы, работай, если законодательство предусматривает такую форму обучения…
Но чтобы получить поддержку для своего проекта, Татьяне Тимофеевой пришлось отправлять письмо министру образования Чувашии, излагать идею. Через неделю ей позвонила заместитель министра Светлана Петрова и пригласила на прием.
– Сказали: «Это новшество, мы будем вас поддерживать», – говорит Татьяна Тимофе­ева. – Вот все и закрутилось.
Тимофеева сетует, что готовила документы слишком долго – «с апреля до августа», а я поражаюсь, какая у нее легкая рука: всего за пять месяцев запустить практически с нуля собственную школу.
Переоборудовать три комнаты – клас­сную, игровую и столовую. Купить парты и шкафы. Найти спонсора (СПКК «Ядрин – Согласие»), который подарил учебное оборудование и компьютер.
И… первого сентября семь первоклассников – трое мальчиков и четыре девочки пришли на линейку в школу. Это была самая необычная линейка в Ядрине – во дворе дома № 25 по улице братьев Таланцевых. Школа Татьяны Тимофеевой открылась.

«Самое главное – доверьтесь мне…»

Таланцевых, 25, – новый двухэтажный каменный дом на окраине Ядрина. Двор переоборудован под детскую площадку. В доме сейчас обед, дети, собравшись в кружок за домашним столом Тимофе­евых, болтают ногами и обсуждают, кто быстрее съест пельмени и вернется к игре.
Стоит сделать лишь шаг из столовой, оказываешься в игровой. Толстый ковер – на нем так удобно валяться на переменах или делать разминку во время физминуток. На журнальном столике в углу – шашки и шахматы, на полу – куклы и конструктор «Лего». А стоит шагнуть налево – вы попадаете в учебный класс со стульями и партами, доской, пособиями на стенах. И если не оглядываться на игровую, кажется, что ты в начальном классе обычной малокомплектной школы.
Я беседую с Татьяной Федоровной; ребята реагируют на незнакомого взрослого человека легко: поздоровались и вернулись к своим делам.
– Потому что они дома, – отвечает учительница, – чего же им тревожиться? Они вообще гораздо спокойнее, чем дети в большом классе.
– В Казани, в Уфе по четыре, пять человек обучают детей дома, – не без гордости говорит Татьяна Тимофеева, – а у нас в Ядрине – сразу семь человек. Это заслуга родителей – они поверили в меня.
Однако новая педагогическая ситуация потребовала от учителя новых решений.
Как признается Татьяна Федоровна, все методические наработки из ее арсенала оказались бесполезными. Пришлось выстраивать образовательную стратегию с нуля.
– Я отказалась от Эльконина–Давыдова, – говорит она. – Мне была необходима учебная программа, учитывающая малое число детей в классе, одновременно традиционная и новаторская, и притом с развивающими элементами. И я нашла программу «Перспектива», которая у нас в республике реализуется всего третий год. Родители ее одобрили, и мы начали работу.
Татьяна Тимофеева отказалась от очень многих вещей, которые покажутся учителям начальных классов безусловными и необсуждаемыми элементами обучения.
– Я поняла, что ребенку абсолютно не нужно знать, с какой скоростью он читает, – замечает Татьяна Федоровна. – Ребенок прекрасно развивается сам, если его не загонять ни в какие рамки. С первого дня, как он научился читать, пусть пропускает текст через себя. Вот как мы читаем. Я не хочу создавать роботов, которые отбарабанят текст и не смогут и слова о нем сказать. Кому это надо?
Она задается риторическим вопросом и сама же на него отвечает:
– В основном родителям. Это же повод для гордости – мой вон сколько слов прочитал. Когда родители моих учеников спросили: «Сколько слов читают в минуту наши дети?», я ответила: «Не знаю, и вы ничего детям не говорите. Все придет в свое время – и скорость, и техника. Сейчас нужно, чтобы они научились чувствовать текст. Самое главное – доверьтесь мне».
И родители ей доверились.
Много это или мало – семь детей?
Судите сами.
Но на самом деле первого сентября 2009-го произошло гораздо более важное событие, чем просто открытие начальной школы на дому в городе Ядрине и переход семи детей на семейное образование. Фактически создан прецедент. Проторен путь, по которому могут пойти и другие учителя.
Как же все это работает?

Юридическая схема

Формально дети приписаны к школе №?3 города Ядрина.
– Нам пришлось разработать положение о семейном образовании, – рассказывает директор школы Лидия Бурлакова. – Мы утвердили его приказом и провели через педсовет. Затем издали приказ о комплектовании первых классов. Дети являются учениками нашей школы и зачислены в один класс. Потом родители написали заявления с просьбой перевести ребенка на обучение в форме семейного образования, и я издала приказ о таком переводе с разрешения отдела образования.
Затем с каждым из родителей был заключен специальный договор о получении общего образования в семье, где прописаны обязанности сторон и положение о промежуточной школьной аттестации (два раза в год). Для каждого ребенка составлен график проведения консультаций. Аттестацию проводит учитель, в чьем классе дети числятся, и заместитель директора по начальной школе. При получении неудовлетворительной оценки договор с родителями расторгается, и ребенок с согласия родителей может быть оставлен на второй год.
Родители же самостоятельно заключали договора с Татьяной Тимофеевой об обучении своих детей.

Финансовая схема

– Разработка финансирования далась нам труднее всего, – признается Лидия Бурлакова. – Минфин долго не соглашался. Однако в итоге мы пришли к согласию.
Финансирование школы на улице Таланцевых, 25, построено на принципе нормативно-подушевого финансирования.
На каждого ребенка школе № 3 из бюджета выделяется определенная сумма в год. Эта сумма разбивается по месяцам, и каждый месяц школьная бухгалтерия перечисляет деньги на банковский счет каждого из родителей. Они же самостоятельно рассчитываются с нанятым ими учителем. А уже педагог сам подает налоговую декларацию и платит налог с этих заработков.

Кто платит?

Самое важное и интересное в этой ситуации – что именно родители, а не государство в лице школы являются работодателями для учителя. И значит, сами родители определяют приоритеты в обучении, сами решают, что важнее для их детей, и ждут от учителя не поурочных планов, отчетов и презентаций, а реальной работы с их детьми. Такими, какие они есть, – медлительными или гиперактивными, замкнутыми или открытыми.
И учителю не отговориться тем, что у него тридцать детей в классе и ему не уследить за всеми.
– С кем на самом деле работает в большой школе учитель? – задается жестким вопросом Татьяна Тимофеева. – Ведь не секрет, что материал в полной мере усваивают пять-шесть человек из класса. С ними и идет основная работа. А остальные, по сути, балласт. И вот здесь у меня собрались как раз те остальные, которых никто никогда бы не заметил и не отметил. И так, незамеченными, они бы и шли по жизни. А здесь они так раскрываются!
Списывание печатного текста – у нас уже отлично, – загибает пальцы Татьяна Тимофеева. – Читаем и диктанты делаем. Контрольную работу по математике тоже делаем. Фактически программу за первый класс мы уже освоили. Просто я убрала лишнее.
Дело в том, что на осваивание материала отведено разное количество часов. Есть темы, которые дети схватили быстро, а их надо проходить долго. Вот учитель и топчется на месте. А есть сложные темы, на которые отведено всего три часа. А я могу гибко перестраивать схему урока и брать то, что им сейчас необходимо. А самое главное – я их никогда не ругаю и никогда никого ни с кем не сравниваю, а сравниваю ребенка только с самим собой. Ты стал сегодня лучше, ты сделал следующий шаг. Ребенок не должен бояться своих мыслей. А в школе обычно один ответ – садись, неправильно!
Я по большому счету только сейчас нашла себя в жизни, – смеется она. – В школе почти тридцать лет проработала, из них десять – с удовольствием. А потом начались категории и презентации. И тогда, по сути, дети работали на меня. Ведь сейчас не школа для детей, а ребенок для школы. Своими знаниями, наградами, победами он продвигает учителя и продвигает школу. Но ведь так не должно быть! Надо, чтобы школа была для ребенка, чтобы он там раскрывался – бегал, играл, веселился. А он сел и зажался. И все.

Что такое социализация?

Впрочем, есть и сомнения в успешности этого эксперимента. Главное возражение – у детей в небольшом классе будут проблемы с дальнейшей социализацией.
– Родители считают, что их детям будет трудно в большой школе, они могут не прижиться, – замечает Лидия Бурлакова. – Но я опасаюсь, что ребенок, который четыре года учился в очень маленьком коллективе, попав в большой класс (а у нас не меньше 25 человек), просто растеряется. И с трудом будет адаптироваться.
– На самом деле семь человек уже достаточно для социализации, – заочно парирует Татьяна Тимофеева. – А еще мы ходим в библиотеку, в школу искусств, в спортшколу – ни дня на месте не сидим. В той же школе искусств, которую родители самостоятельно оплачивают, – тридцать человек, и они постоянно общаются.
К тому же, уверена Татьяна Тимофеева, в ее школе не будет насилия – проблемы всех больших школ.
– Отчего-то люди считают, что ребенок должен пройти через плохое – через столкновения, драки, через борьбу, курение в туалетах, вымогательство денег, – размышляет Татьяна Федоровна.  – Но разве это настоящая социализация? Разве такой она должна быть? А я, наоборот, считаю, что если до десяти–одиннадцати лет ребенок будет видеть добро и счастье, то только окрепнет от этого. И ему легче будет перенести трудности, с которыми он потом столкнется. Зло можно увидеть в любом возрасте, не обязательно ребенка с шести лет ввергать в это.
Здесь у них есть социум, есть среда для общения, но нет насилия, – продолжает она. – А к пятому классу, когда они пойдут в большую школу, то уже окрепнут и смогут за себя постоять. Они уже семья, они между собой не дерутся. И когда такой спаянный коллектив попадет в один класс (а они все идут в один класс, родители так и настроены), то атмосфера в классе может сильно измениться. Семь человек – а в классе всего 25 – это уже серьезно.
Самое главное, что дети будут друг друга любить. А где есть любовь, там нет зла.

P.S.
Подробнее о семейном образовании в России читайте на сайте Ассоциации родителей «Свободное развитие»: http://www.familyeducation.ru/
А связаться с Татьяной Тимофеевойт вы можете по адресу: oditor12@gmail.com