Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНА — КАНИКУЛЫ!


Печатникова Людмила

Кто быстрее сосчитает, отгадает, назовет?

Игры в копилку путешествующего учителя: для любого количества участников, практически на любой возраст и главное – почти без реквизита

Каникулы – время путешествий с детьми. Походы и поездки в другие города, зимние лагеря, экскурсии в музеи и парки. Готова образовательная программа, придуманы творческие дела. Хочется каждую минуту наполнить чем-то интересным, увлекательным. И так жалко времени, которое придется потратить впустую: в поезде или в автобусе, в очередях, неизбежных в праздничном многолюдье. Дети от безделья начнут шуметь, ссориться, скучать. Не будем нервничать – лучше поиграем.

 

То, что всегда с собой

Самые универсальные – словесные игры. Наиболее популярная – «Города»: название каждого следующего города начинается с последней буквы названия, придуманного предыдущим игроком. Знатоков географии не так много, поэтому участники обычно договариваются о какой-нибудь другой категории (в любом случае это должны быть существительные в единственном числе в именительном падеже, привет урокам русского языка). Малышам подойдет что угодно: еда, животные и птицы. Подростки с интересом поиграют в профессии (заодно узнают, чем можно заниматься в жизни), в знаменитых людей. Более сложный вариант: следующее слово начинается с двух или трех последних букв предыдущего слова.
Можно по очереди придумывать слова на какую-нибудь редкую букву: «ю», к примеру. Выигрывает тот, кто назовет слово, когда у других все идеи закончились. Иногда это случается на следующий день: ближе к ночи кто-то из ребят вдруг начинает вопить от радости, потому что каким-то чудом вспомнил Ювенала. Творческая модификация – сочинить одно предложение, маленький рассказ, в котором все слова начинаются с загаданной буквы. Допустимо ли использование союзов и предлогов, начинающихся с других букв, оговаривается отдельно.
Идея на пять минут на бегу – объявить конкурс на знатока самого длинного слова («я знаю слово из 10 букв, а я – из 12») или слова с максимальным количеством букв «а» или «о» (от короткого «дом» до солидного «водопровода» или еще длиннее).
Точно так же, на ходу или сидя в битком набитой электричке, играем в «Чепуху». Первый игрок называет букву – любую. Каждый следующий участник присоединяет к уже названным буквам свою, оговаривая, до или после (аб или ба, кстати, ба – это слово, если словами считаются междометия). При этом он должен иметь в виду слово с таким буквосочетанием. Проигрывает тот, кто своей буквой заканчивает целое слово, или тот, кто не может добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово.
Игроки иногда «блефуют»: добавляют букву, не зная при этом никакого слова. Следующий участник имеет право потребовать назвать слово с таким странным набором букв. Если «жулик» не сможет этого сделать, он проиграет. А если странный набор букв не блеф? Тогда проиграет «несообразительный». Поэтому некоторые ребята поддерживают хулиганство и общими усилиями составляют название какого-нибудь загадочного зверя, фантастической науки. В конце концов кто-то более рассудительный и храбрый требует назвать слово. Комические препирательства по поводу несуществующих существительных считаются важным этапом состязания.
Есть игры, где победитель еще менее очевиден, зато процесс вызывает массу положительных эмоций. «Дешифровщик» – конкурс на оригинальную расшифровку попадающихся на городских вывесках аббревиатур, букв в номерных знаках автомобилей или просто любых слов, пришедших в голову. Скажем, СОБАКА может означать «Солнечный океанический берег абсурден, как апельсин». А там и акростихи сочинять придет пора. Победитель определяется по буре аплодисментов или взрывам хохота.
Игра, развивающая логическое мышление, умение строить диалог, слушать друг друга, – «Данетка». Водящий рассказывает короткую таинственную историю (можно самому придумать, из книг взять, в интернете много подобных сюжетов), а все остальные должны разгадать тайну. История формулируется примерно так: «Он сказал ей что-то, и она умерла. Что случилось?» Игроки задают вопросы (можно ограничить их число), а водящий отвечает только «да», «нет» или «не имеет значения». Азарт, любопытство и радость озарения, когда становится ясно, что речь идет о цирковых акробатах.
Похожая игра – «Знаменитость». Кто-то загадывает фамилию известного человека: ученого, политика, писателя, актера, спортсмена. Снова игроки задают вопросы, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет». После каждой десятки вопросов, если ответ не найден, ведущий продает (за желания, фанты, игровую конфетную валюту) подсказку.
Если надоело анализировать и сопоставлять, давайте просто глазеть по сторонам, смотреть в окна, соревнуясь в наблюдательности, интуиции, в везении.
Едут по дороге машины. Каких номеров больше попадется: четных или нечетных? Одна команда считает проезжающие четные, другая – нечетные.
Можно выяснить самый популярный цвет на сегодня: двое считают красные машины, двое – синие, двое – черные…
В очереди прикинем навскидку, кого здесь больше: мужчин или женщин. А теперь посчитаем, проверим свои предположения.
Нам надо дойти вон до той башни. Сколько времени это займет при данной скорости? Сколько шагов? Высказываются версии, делаются ставки. После проверки обладатель потрясающего глазомера зарабатывает конфетку или просто гордится собой – бесплатно. И маршрут, кстати, пройден.

Игры с незатейливым реквизитом

К игре в «Шляпу» нужно подготовиться, но удовольствие того стоит. Понадобятся шапка или варежка (непрозрачный пакетик), несколько пишущих предметов (карандаши, ручки – хотя бы по одной на несколько человек) и много маленьких бумажек. А также часы с секундной стрелкой. Необходима неподвижность (стояние в очереди, сидение в автобусе или в поезде), чтобы люди хорошо видели и слышали друг друга.
Каждый игрок загадывает по пять-семь существительных, записывает их на отдельные листочки, сворачивает бумажки в трубочки и кидает в шапку. Потом все разбиваются на пары. Если игроков нечетное количество, кто-то (обычно педагог) назначается хранителем времени. За секундной стрелкой могут следить свободные от игры пары. Каждая пара играет 1 минуту.
Первый игрок достает из шапки, не глядя, бумажку, про себя читает написанное слово (жалобы на плохой почерк не принимаются, обратно кинуть бумажку нельзя) и старается описать его партнеру, не используя однокоренных слов. Пальцем показывать на предметы запрещено! Хотя очень хочется, потому что на первых порах люди загадывают то, что видят: лампочка, полка, рюкзак. Подсказки тоже не разрешаются. Партнер старается понять намеки друга, называет все приходящие на ум слова (синонимы не годятся), пока не угадает, что было написано. Отгаданная записочка остается в руках игрока. Если осталось время, можно успеть вытащить и вторую бумажку, и третью. Если минута закончилась, а слово не угадано (или так и не прочитано), записочка снова сворачивается и возвращается в шапку, которая по кругу переходит к следующему игроку – к следующей паре. 5–6 кругов – подводим итоги. У кого в карманах, в кулачках больше всего бумажек, те и победители. Им – почет и уважение, слава самых понимающих людей в классе.
Для игры в «Правила» тоже нужны бумага и ручка. Один игрок (или пара, чтобы можно было совещаться) отходит подальше от остальных (в соседнее купе, в другой конец очереди) и ждет, пока за пять минут его друзья придумают и запишут правила поведения жирафов в метро или инструкцию по натиранию ушей зубной пастой. Естественно, указывать, кому и зачем нужны данные советы, упоминать ключевые слова – нельзя (не жираф, а глубокоуважаемый клиент, не метро, а место повышенной опасности). Водящие должны по содержанию инструкции догадаться, где, в какой ситуации она может пригодиться. Бурный хохот вызывают как выразительное чтение вслух самих правил, так и различные предположения, которые делают игроки относительно смысла текста.
В поезде, при наличии столиков и большого количества свободного времени, играем в «Пчел-дрессировщиков». Выкладываем на стол все имеющиеся под рукой предметы: пачку бумажных платочков, пакетик леденцов, шапку, зеркальце, книжку… Один игрок выходит в тамбур на пару минут, остальные в это время договариваются, какое задание ему предстоит выполнить: например, достать из пачки бумажный платочек и протереть им зеркальце. Вернувшись, водящий должен догадаться, что ему делать. При этом игроки не подсказывают ничего словами – они лишь жужжат: то громче, если водящий приближается к цели, то тише, если он тянется к совершенно ненужному предмету. Можно, кроме жужжания, ввести второй условный знак: например, потирать ладони одна о другую, имитируя шуршание крыльев. Шуршать начинаем, если водящий делает что-то совсем не то и никакого жужжания не понимает.

Одноразовые игры

Есть игры, в которые можно сыграть только один раз. Шутки, объединяющие группу общим тайным знанием, мгновенно повышающие настроение ребят.
Все знают правила МПС (мой правый сосед): новичок пытается понять, какого человека загадала группа, задает вопросы. А все остальные отвечают на них честно, но по-разному: каждый – про своего правого соседа. И получается, что человек одновременно блондин и брюнет, мальчик и девочка, коротко острижен и носит длинную косу. Недоумение водящего возрастает, веселье окружающих – тем более, пока человек не поймет, в чем секрет, и не станет в компании «своим». Игра откладывается до следующего новичка.
Аналогичная, но менее известная забава – «Три фразы». Педагог заявляет детям, что они точно не смогут повторить за ним три фразы. В ответ – возмущение, выражение абсолютной уверенности в своих силах, мол, мы такое повторяем, что вам и не снилось.
– Хорошо, попробуем.
Первая фраза – примитивная. К примеру, «Сегодня как-то нежарко». Торжествующий хор повторяет ее. Вторая фраза звучит более заковыристо. «Триместровые дайджесты сводок Гидрометцентра убеждают респондентов в метафизичности климатических прогнозов». Конечно, ученики, напрягшись, осиливают и это предложение. И слышат: «Вы ошиблись». «Почему? Нет! Мы же…» Разгорающийся спор прерывается тихим объяснением: «Это была третья фраза…»

Взаимопонимание

В путешествии люди должны понимать друг друга с полуслова. Или вовсе без слов. Это умение легче всего выработать в игре. Всем известный «Контакт», к сожалению, быстро надоедает, да и ор стоит, не всегда уместный. Есть более тихие игры.
«Арифметика». Все участники рассаживаются или становятся так, чтобы видеть друг друга, но по возможности не касаться. Задача – посчитать от единицы до числа, соответствующего количеству игроков. Говорить строго по очереди – не хором, каждый человек называет одно число. Просто по кругу считать нельзя, но и сговариваться при этом об очередности, жестикулировать – запрещено. Только внимательно смотреть на соседей, читая во взгляде товарища готовность высказаться или уступить право голоса. Даже в небольшой группе посчитаться удастся не с первого и не с пятого раза. А если народу много, развлечение на полчаса обеспечено. Потом можно обсудить, кто как себя чувствовал, что помогало или мешало досчитать до нужного числа.
А если так и не досчитали, что ж, счастливые очередей не замечают.