Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЕДОМСТВО: ИТОГИ ГОДА


Модернизация образования в настоящем и будущем

На вопросы газеты отвечает директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Игорь Реморенко

В уходящем году в российской системе образования многое изменилось. Стартовали новые реформы, продолжаются начатые прежде. Какова официальная позиция образовательного ведомства относительно успехов и неудач реформирования?

 

– Каковы причины переноса сроков введения стандартов на 2011 год?
– Речь идет о стандартах по всем уровням образования, их общее число – около 900. Причины отсрочки связаны прежде всего со стандартами профессионального образования. Дело в том, что из-за кризиса изменилась ситуация на рынке труда в плане востребованности ряда профессий. Например, итоги приема в вузы в этом году показывают, что стали гораздо более популярны специальности сферы обслуживания. А в преддверии олимпиады в Сочи их актуальность возрастает вдвойне. И эти перемены должны повлиять на выбор вузами программ при обучении по новым стандартам.
Возвращаясь к вопросу о переносе сроков: хотелось бы подчеркнуть, что те образовательные учреждения, которые хотят переходить на новые стандарты, могут это сделать с 1 сентября 2010 г., а те, кто намерен повременить, вправе отсрочить этот переход на год. Для всех образовательных учреждений переход на уровневые стандарты (бакалавриат и магистратура) обязателен с 1 сентября 2011 г.
– Готова ли школа к введению новых стандартов? Разделяете ли вы мнение специалистов РАО, что нормативная база школы отстает от практики и ее обновление является одним из главных условий введения стандартов? Какие еще условия, на ваш взгляд, необходимы для этого?
– Да, действительно, имеется ряд норм, которые нуждаются в доработке и обновлении. Одна из них – это нагрузка на учителя начальных классов, которая в настоящее время составляет 20 часов, в то время как для предметников основной и старшей школы – 18 часов. Есть варианты расчета нагрузки учителя, которые не зависят от выполнения определенного количества часов. Мы давно ведем дискуссию о пересмотре Постановления Правительства № 191, согласно которому нормируется только преподавательская нагрузка, в то время как в других странах и в ряде регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО), действуют так называемые диапазонные нагрузки. Там рассчитывается ставка в пределах от 14 до 20 часов. У тех педагогов, которые много времени уделяют внеурочной деятельности: походам, экскурсиям, театрам, – урочная нагрузка может быть невелика, и это прописывается в условиях договора. Те учителя, которые преподают в классах с углубленным изучением предметов, готовят детей к предметным олимпиадам, могут иметь 20-часовую и более учебную нагрузку, но при этом воспитательная работа может занимать значительно меньше времени. Как в том, так и в другом случае указанные различия не отражаются на уровне заработной платы.
В общем, есть ряд институциональных решений, которые будут сопровождать изменение нормативной базы в связи с введением новых стандартов.
– Относятся ли к числу таких решений СанПиНы?
– Санитарные нормы и правила не являются частью стандартов, но должны соотноситься с ними. В ближайшее время Роспотребнадзор представит на рассмотрение министерства и общественности новую редакцию СанПиНов, которые будут активно обсуждаться, в том числе и на страницах педагогической прессы.
– В газете «Труд» от 3 декабря 2009?г. была опубликована статья писателя Дмитрия Быкова «35 000 лишних», в которой он утверждает, что «в третьем квартале истекающего года труднее всего пришлось учителям. Они составили примерно десятую часть от всех уволенных. Общее количество безработных учителей – прежде всего сельских – составляет сегодня 35 000 человек».
Как бы вы прокомментировали этот тезис? Насколько оправданна реструктуризация сельских школ, всегда ли этот процесс происходит в соответствии с законом?
– 35 тысяч – это не такое большое число с учетом того, что у нас ежегодно закрывается около 1000 школ, в основном сельских. При этом Минобрнауки не проводит политику реструктуризации сети сельских школ: ни в одном из документов такой тезис не содержится.
– Но одним из пяти направлений КПМО является реструктуризация школьной сети.
– Такого слова там нет. Речь идет о развитии сети, базовым показателем которого является количество детей, обучающихся в современных условиях. Причем перечень таких условий формировался и обсуждался представителями регионов – участников КПМО. (Под «современными» условиями понимается обеспечение школ квалифицированными кадрами, новым оборудованием и другие важные параметры, которые трудновыполнимы в условиях малокомплектных школ. – О.Д.). Там, где это необходимо, строятся новые базовые школы (более сотни в год по всей стране) или сохраняются старые, используются возможности интернета для дистанционного обучения.
Часть школ приходится закрывать. Виноваты в этом не руководители органов управления образованием, а специфика расселения людей еще в советское время по принципу «чем больше, тем лучше». Сегодня такой принцип не то чтобы экономически нерентабелен, но невыгоден самим гражданам, поскольку в условиях захолустья они лишены доступа к культурной среде, к разнообразным услугам, да и возможности их трудоустройства крайне ограниченны. Людей никто не выгоняет из этих мест – они сами не желают там жить. Поэтому в каких-то случаях целесообразнее дать возможность людям переехать, скажем, из районов Крайнего Севера на юг страны или в центр. Например, за Полярным кругом строительство одной школы в условиях вечной мерзлоты обойдется в миллиард рублей. Этой суммы достаточно для того, чтобы обеспечить переезд целого села. И в каких-то случаях вопрос решается именно таким образом.
– Участники недавних парламентских слушаний в Госдуме предлагали принять федеральную программу по строительству сельских школ.
– В этом году из федерального бюджета было выделено 2,5 млрд рублей на капитальный ремонт аварийных школ. За счет этих средств будет отремонтировано 309 образовательных учреждений, в основном в сельской местности. В будущем году на эти цели планируется выделить около 1 миллиарда рублей, количество школ уточняется. Что же касается капитального строительства новых зданий, то оно должно осуществляться за счет субъектов РФ.
– С 2010 года в 19 субъектах Российской Федерации в 4–5-х классах начинается эксперимент по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Высказываются опасения, что это нововведение усилит межрелигиозную и межнациональную конфронтацию в России.
– Участие в этом эксперименте добровольное, что создает определенные гарантии и снижает риски. Соответствующее решение принимает школьный совет, причем можно выбрать лишь несколько составляющих этого курса, исключив какую-то часть. Возможности выбора в регионах весьма пестры и разнообразны, и чем лучше организованы органы школьного самоуправления, тем более бесконфликтно и эффективно проходит этот выбор.
– Как идет подготовка к эксперименту?
– Более 15 тысяч учителей пройдут переподготовку, в том числе на базе АП?КиППРО в Москве. У нас есть межведомственный координационный совет, который управляет этим проектом. В его состав входят ученые, представители всех традиционных конфессий, сотрудники Минобрнауки и Рособразования. Недавно был утвержден общий формат курса «Основы религиозных культур и светской этики». Он включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Причем блоки, посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса.
В настоящее время дорабатываются учебники по каждому из этих модулей, и в конце декабря – начале января их планируется обсудить и внести необходимые поправки.
– На какой период времени рассчитан эксперимент?
– Эксперимент рассчитан на 2010–2011 годы, а решение о его распространении на всю страну будет принято в 2012 г., причем оно может быть существенно скорректировано – в плане возраста учащихся, количества часов, содержания курса.
– Как известно, в нынешнем году, да и в прошлые годы, педвузы испытывали трудности с набором абитуриентов и были вынуждены зачислять тех, кто имеет низкие баллы за ЕГЭ. Планируется ли оптимизация сети педагогических вузов?
– Ответ на этот вопрос дал президент в своем Послании Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г., в котором сказано, что «педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов».
Дело в том, что большинство педвузов готовят специалистов не только для школы, но и для широких сфер деятельности, в которых сегодня востребованы педагогические знания и навыки (например, подбор персонала, управление кадрами, консалтинг, организация работы на предприятии, проведение социологических исследований). И если педвузы успешно работают на разных рынках, то пришла пора называть вещи своими именами, то есть преобразовать педвузы в гуманитарные университеты (они могут действовать как самостоятельные организации и готовить специалистов широкого профиля, в том числе и педагогов) или включить их в состав классических университетов. В то же время целесообразно сохранить в каждом федеральном округе один или несколько педвузов, готовящих исключительно школьных учителей.
Думаю, что из 75 ныне действующих педвузов останется порядка 10.
– Насколько успешно удается привлекать в школы специалистов с непедагогическим образованием?
– Процесс идет, и главное – ему не мешать. В основном это заметно по учреждениям дополнительного образования детей, куда охотно идут люди, добившиеся результатов в других сферах деятельности. Повышение качества образования здесь очевидно. Проблема состоит лишь в том, что не везде организуется переподготовка и повышение квалификации для новых кадров. Недавно в связи с принятием закона о Московском и Санкт-Петербургском университетах мы внесли поправки, согласно которым дипломированные специалисты могут бесплатно поступить в магистратуру. Это даст возможность всем желающим, в том числе приходящим в школу, получить образование по направлению «Педагогика и психология».
– Какие основные задачи планируется решить в Год учителя? Средств на индексацию зарплаты педагогов не хватает. Число награждаемых премиями в рамках нацпроекта сократится в 10 раз, пусть размер премий и увеличится…
– Появляются и новые направления национального проекта. Например, расширяется программа поддержки дистанционного образования детей-инвалидов: если в текущем году на эти цели выделялся 1млрд рублей, то в следующем планируется 2,5 млрд рублей. Часть этих денег идет на выплату заработной платы педагогов.
C будущего года планируется начать грантовую поддержку молодых талантливых учителей – по 500 тысяч рублей в течение двух лет в расчете на каждого. Этой суммы должно хватить для обустройства на новом месте, приобретения нового жилья в тех районах, где есть потребность в учителях.
Эти средства выделяются в условиях жесточайшего бюджетного дефицита, и говорить о сокращении средств на поддержку учителей по крайней мере неверно.
Мне хотелось бы пожелать читателям газеты «Первое сентября» успехов и творческих достижений в наступающем году.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ