Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Утверждение жизни

Название студии – «ДА» – расшифровывается просто: «Детская Анимация». Но может быть, оно и не нуждается в расшифровке

Петербургская студия анимации «ДА» сняла больше 30 мультфильмов, выпустила три DVD-диска. Работы студии участвовали во многих фестивалях от Финляндии до Украины. Получали дипломы и призы, выигрывали гран-при. Все мультфильмы созданы детьми. Детьми с тяжелыми диагнозами.


Эту студию организовали профессиональные художники и режиссеры анимации. Возникла она почти случайно: дизайнер и фотограф Надежда Федяевская стала волонтером по переписке в программе Петербургского детского хосписа. Есть такой способ добровольной помощи – человек отвечает на письма больных детей, которым, как правило, не с кем общаться, кроме своих родных. Потом Надежда была фотографом-волонтером, работала с детьми.
Муж Надежды Михаил Сафронов – режиссер анимационной студии «Петербург» (родины сериала «Смешарики»). У него была идея снять полнометражный мультфильм в духе авторской анимации, в том числе и с детскими рисунками. Он предложил подключить к этому проекту детей из хосписа.
Однако когда работа началась, стало понятно, что детей нельзя просто «подключить». С ними нужно заниматься, общаться, учить их делать самые простые мультфильмы. И вот тут оказалось, что такой проект и есть настоящее дело.
С тех пор прошло два года. И теперь шесть раз в неделю взрослые аниматоры создают вместе с детьми их собственные мультфильмы. В каждой группе от пяти до пятнадцати детей. Если ребята не могут прийти на занятия, аниматоры приезжают к ним – в отделения детской онкологии НИИ онкологии в Песочном и 31-й городской больницы на Крестовском острове, в отделение лейкозов 1-й детской городской больницы на Авангардной, в Детский кризисный центр в приходе Чесменской церкви.

... – Пусть певица выступает на сцене, а потом туда приедет машина!
– А тут человек-паук сверху спускается и заберет певицу!
– А по ступенькам на сцену кролик запрыгает!
– А зрители как захлопают!
…В помещении благотворительного фонда «АдВита» кутерьма: дети рисуют персонажей мультфильма, взрослые, волонтеры и родители, вырезают их ножницами. В углу комнаты, за монтажным столом, кипит работа. Там снимают готовые сцены мультфильма «Поэтический концерт». Гаврила двигает фигурки, Артем приносит новые, Лена нажимает кнопку фотоаппарата, Олег передвигает фигуры Гаврилы, а взрослый аниматор лишь направляет работу. Правда, часто работа стремительно превращается в игру, и ему приходится ждать, когда же дети вернутся к монтажному столу.
Михаил Сафронов привел в студию профессиональных аниматоров, режиссеров, художников из двух ведущих петербургских студий: «Петербург» и «Мельница» (мультфильмы «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», сериал «Лунтик»). Основной костяк составляют человек шесть, и еще столько же помогают эпизодически или работают по отдельным дням. Но этого хватило, чтобы плавильный котел студии «ДА» начал работать.
– Делать мультфильмы очень просто: придумывается сюжет, потом делается раскадровка, рисуются персонажи…
Пятилетняя Женя сидит на стуле и с удовольствием болтает ногами. Она дает интервью. В углу с профессиональной камерой режиссер, он же оператор, а Михаил сидит на полу с микрофоном и задает вопросы.
Женя оперирует профессиональными терминами, рассказывая о тонкостях анимационного процесса – идет запись специального видеоролика для диска «Смешариков».

...Четыре часа дня. Работа в самом разгаре. Короткий перерыв, на кухне пьют чай. На столе домашний пирог с изюмом.
– Это «Пища жизни», – поясняют в ответ на мой недоуменный взгляд. – Организация так называется. Каждое утро они пекут вот такие пироги и развозят по больницам, хосписам, благотворительным организациям. У них вот такое дело.
Я гляжу на детей и взрослых с кистями, красками, фломастерами, карандашами, ножницами и не могу понять – кто из детей болен, а кто здоров, кто волонтер, а кто родитель. Пища жизни…

...За два года ребята успели чрезвычайно много. И речь не только о победах на фестивалях. Не только о социальных роликах, снятых для фонда «АдВита» в помощь детям, страдающим раком, об образовательных мультфильмах для болеющих детей на темы «Рак» и «Фенилкетонурия». Не только о проекте федерального масштаба «Мульттерапия для детей в трудных жизненных ситуациях», где готовят аниматоров для подобных студий по всей стране (этот проект студия «ДА» делает вместе с Национальным детским фондом, и первая такая студия – «Синий кит» недавно возникла в Москве).
Речь прежде всего о том, что волонтеры студии «ДА» идут к тем, кому нужна помощь и поддержка – может быть, больше всех в этой жизни. Идут не утешать и не развлекать, а творить и созидать.

Сайт студии «ДА» – http://www.studio-da.info

«Когда ребенок перестает говорить о герое и начинает рассказывать про самого себя»

– Вы работаете уже почти два года. Как, по-вашему, что важнее всего в работе с детьми?

Михаил Сафронов. Мне кажется, для всех ребят важнее всего преодоление внутренних барьеров. Я не умею рисовать – первый стопор. Боязнь микрофона – как я кого-то буду играть? Это небольшие страхи. Словно научиться кататься на велосипеде. Когда ты себя преодолел, сел и поехал – вот что важно. Когда ребенок не может и слова выдавить двадцать минут, а потом он вдруг преодолевает себя – и у него получается. Потом он слышит запись и понимает, что у него получилось. И ты видишь, как его будто поднимает в этот момент. Это преодоление дает силы, опору, чтобы расти дальше. По сути, мы помогаем им расти.
А еще мы учим их понимать, что «возьми» гораздо существеннее, чем «дай». Ведь когда ребенок рождается, он заряжен только на «дай»… Хотя, по правде сказать, эта студия – подарок нам: мы же получаем во много раз больше, чем отдаем. И те, кто приходит нам помогать, понимают, что и для них случился этот подарок. Вообще же задача состоит в том, чтобы хоть как-то уравновесить отношения. Чтобы мы хотя бы отдавали столько же, сколько получаем.

– А в чем больше всего нуждается студия? В людях? В поддержке или, наоборот, в невмешательстве?

М.С. Помощь нужна во всем, но нам много помогают – и отдельные люди, и организации. Конечно, можно нахмурить брови и сказать, как все плохо. А мы стараемся делать позитивные вещи. Сегодня все, что связано с социальными проблемами, окрашено в черные тона. Уличная реклама, ролики, репортажи. А после того как человек все это увидел, он места себе не находит. Он не знает, что можно сделать и как изменить эту ситуацию. Ну и зачем это? Если мы что-то выпускаем и о чем-то говорим, то на нас лежит ответственность за зрителя. В наших фильмах мы не пишем, какие дети их создавали. Нигде у нас не стоит первым титром: «Вы сейчас просмотрите мультфильм, который был сделан онкологическими детьми, многие из которых уже умерли».

Надежда Федяевская. Мне кажется, если человек начинает знакомство с этой темой с позитивного, с детских рисунков, мультфильмов, юмора, то у него больше возможностей задуматься об этой стороне жизни. А если начинать с негатива, то человек тут же отстраняется.

– Как подбираются сюжеты мультфильмов? Какую задачу они решают для детей?

М.С. Самое главное – это тема. На самом же деле форма не так важна. Мы аниматоры, поэтому делаем с детьми мульт­фильмы. Если бы мы были металлургами, мы бы чугун вместе лили. Это же просто возможность общаться с ребятами, пока что-то делаешь. Подсаживаешься рядом и начинаешь спрашивать: почему этот герой, как его зовут? И постепенно налаживается общение, этот контакт способен перерасти в такой разговор, когда ребенок перестает говорить о герое, а начинает рассказывать про самого себя. К этому же можно прийти и через размышление о теме мультфильма. Вот на это мы ориентируемся, когда думаем над темами.
Н.Ф. Взять хотя бы проект «Азбука человечности». В нем дети рассказывают зрителю о том, из чего состоит человек и человечность. Отдельные мультфильмы – счастье, любовь, надежда, дружба, милосердие. Через них ты понимаешь какие-то наиболее острые психологические моменты ребенка. Например, в больнице дети придумали и сделали мультфильм про то, как мальчик с девочкой попали на остров, оказались в полной изоляции и просят о помощи, а помочь не может никто, поэтому им приходится спасаться самим. Этот мультик полностью отражает их ситуацию.
М.С. Очень сложно подбираться к теме смерти в разговоре с неизлечимо больными детьми. Дело в том, что те, кто приходит в студию, люди религиозные. И мы, наверное, не стали бы этим заниматься, если бы не верили, что смерть – это не конец.
Н.Ф. Мы пытаемся дать детям возможность прожить ту жизнь, которую проживают взрослые, в гораздо более сжатом времени. У нас есть мультфильм «Призвание». В нем дети рассказывают в прошедшем времени о том, кем они стали. Ну, словно бы из будущего. Мальчик восьми лет говорит: меня зовут так-то, мне сорок два года, я известный инженер, я построил такие-то дома и сделал то-то и то-то. Для него это проживание очень важно.
М.С. Ведь в больницах не говорят на подобные темы. Тема смерти вообще табуирована в нашей культуре. Дети не знают об этом, а отсутствие знания порождает неминуемый страх. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что информация о диагнозе замалчивается даже для детей, которым уже по 17–18 лет.
Н.Ф. В первый раз, когда я оказалась в онкологической больнице, мы делали валентинки вместе с детьми. Я села помогать какому-то ребенку и вдруг понимаю, что это не мальчик, как я думала, а девочка. Доделав сердечко, она поднимается и несется по коридору, и я вижу, что у нее только одна рука, а вторая ампутирована. И тут я понимаю, что когда общаешься с ребенком, как человек с человеком, глаза в глаза, все остальное не имеет значения: диагноз, возраст…
М.С. Мы ездили с одним нашим мальчиком на фестиваль в Харьков. И всем, кто приехал, было дано творческое задание – создать мультфильм за шесть дней. И мы сделали там мультфильм. Времени в обрез, сидели допоздна. И однажды, уже в 12 часов, сидит Ромка и рисует. Зеленый от усталости десятилетний колясочник, в полной тишине. И вдруг он говорит: «Миша, ты знаешь, я таким счастливым никогда не был». Вот это самое дорогое.

Беседовал Алексей ОЛЕЙНИКОВ