Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕЦИИ


Ветров Максим

Чтобы возможности здоровья не ограничивали образовательные возможности

На базе МГТУ им. Н.Э.Баумана предложено создать федеральный центр дистанционного образования для лиц с ОВЗ

На днях в МГТУ им. Баумана состоялся международный форум на тему «Равные возможности – через высшее образование».
Место встречи было выбрано не случайно: именно в этом вузе 75 лет назад приказом комиссариата тяжелой промышленности была организована первая в стране академическая группа из числа инвалидов по слуху.

За эти годы были подготовлены более 500 успешных инженеров. В 1993 г. при МГТУ им. Баумана был создан головной учебно-методический центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху (ГУИМЦ). Сегодня в нем учатся 217 глухих студентов и около 100 слушателей довузовского цикла из 50 регионов России и 4 стран СНГ, большинство из которых (70%) – выпускники специальных школ.
До третьего курса слабослышащие студенты обучаются отдельно, затем включаются в общие группы. Обучение ребят этой категории ведется по 11 специальностям на 7 факультетах Бауманки.
В 2009 г. МГТУ им. Баумана получил статус национального исследовательского университета техники и технологий, в том числе в области профессионального образования инвалидов.
Вокруг Бауманки сложилось сообщество российских вузов, которые специализируются на интегрированном образовании глухих и слабослышащих и при этом являются ведущими образовательными учреждениями в своих федеральных округах. В их числе – Челябинский и Владимирский государственные университеты, Новосибирский государственный технический университет, Академия управления «ТИСБИ» (г. Казань).
За годы работы в этих вузах накоплен интересный опыт. Например, в Новосибирском государственном техническом университете создана трехуровневая система подготовки инвалидов, включающая начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
В Московском городском психолого-педагогическом институте (МГППИ) успешно реализуется система психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Однако, несмотря на усилия специалистов, доля студентов с ОВЗ в настоящее время крайне невелика и составляет всего 2,5% от общего контингента учащихся российских вузов. Это 25 тыс. человек, в то время как людей, у которых в той или иной форме диагностирована инвалидность, в России более 12 млн человек. И число их растет.
По данным российских и зарубежных источников, доля трудоустроенных среди инвалидов, имеющих высшее образование, составляет более 60%, а среди имеющих низкий квалификационный уровень этот показатель не превышает 25%.
Но, как отмечали участники конференции в Бауманке, важно не только обеспечить лицам с ОВЗ доступность поступления в вузы, но и создать условия для их качественного обучения как гарантии будущей конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Для этого необходимо расширять спектр специальностей и включать новые дисциплины – такие как информационные технологии, основы предпринимательства, повышать правовую и финансовую грамотность.
При этом нельзя забывать и о специфике инклюзивного (интегрированного) образования лиц с ОВЗ, о психолого-педагогическом и медицинском сопровождении их обучения, о предоставлении реабилитационных услуг.
По общему мнению специалистов, образование становится главным средством реабилитации инвалидов, но не менее важно помочь им найти работу по специальности. С этой целью в вузах действуют программы по трудоустройству выпускников с ОВЗ.
Одним из серьезных пробелов инклюзивного образования, по общему мнению, является нормативно-правовая база, которая нуждается в обновлении и дополнении, прежде всего в плане разработки специальных стандартов профессионального образования для лиц с ОВЗ и финансирования их обучения.
Как говорили ректоры вузов, обучение студентов-инвалидов обходится значительно дороже, поскольку требует создания определенных условий, в том числе специальной подготовки профессорско-преподавательского состава. Между тем никаких дополнительных средств на эти цели вузы не получают.
Например, в Челябинском государственном университете выходят из положения за счет привлечения спонсорских средств, в том числе от корпорации «УРАЛСИБ».Однако большинство специалистов считают необходимым переход на нормативно-подушевое финансирование, основанное на принципе: «деньги следуют за студентом».
Важнейшим компонентом образования инвалидов является дистанционное обучение, но и оно не имеет под собой законодательной основы, несмотря на то, что такие центры действуют сегодня на базе школ и вузов.
Участники конференции предложили создать федеральный центр дистанционного образования для лиц с ОВЗ на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана. Все рекомендации форума будут переданы в правительство, Госдуму, в профильные ведомства для разработки дальнейшей стратегии в сфере образования инвалидов. В ближайшее время в Минобрнауки запланирована коллегия, на которой будет обсуждаться этот вопрос.