Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.


Дашковская Ольга

Стандарты скоро примут. Но введение все равно откладывается...

Разработчики говорят о необходимости существенно обновить нормативную базу школы

Введение новых образовательных стандартов, намеченное на 1 сентября 2010 года, откладывается на год. Об этом сообщил председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин в своем выступлении на парламентских слушаниях, посвященных проблемам развития регионального образовательного законодательства.

 

Дело не в регистрации

Григорий Балыхин пояснил, что депутаты внесли в образовательное законодательство норму, позволяющую перенести введение стандартов на 2011 год.
Как отметил Г.Балыхин, «федеральный стандарт начального общего образования уже подготовлен, одобрен министерским советом по стандартам, утвержден приказом министра и находится сегодня на регистрации в Министерстве юстиции». Также, по словам депутата, «порядка 90 процентов федеральных стандартов высшего, среднего и начального профессионального образования тоже утверждены министром и также находятся на регистрации в Мин­юсте».
Как сообщили нам в Департаменте государственной политики в образовании Минобрнауки РФ, стандарты были направлены в Минюст еще 6 октября, и в течение ближайшей недели они могут быть утверждены.
Поэтому причина переноса сроков нововведения на самом деле связана не с затянувшейся регистрацией стандартов, а с отсутствием необходимых условий для их реализации – таких как нормативно-правовая база и кадры.

СанПиНы и не только

«Без существенного обновления значительной части нормативной базы школы стандарты ввести не удастся», – заявил один из разработчиков стандартов общего образования, академик РАО Александр Кузнецов, по мнению которого, «нормативная база по ряду позиций стала существенно отставать от практики, есть явные пробелы в ее развитии».
В частности, речь идет о СанПиНах, согласно которым нагрузка школьников зависит только от количества учебных часов, в то время как специалисты РАО считают необходимым учитывать ряд других факторов. В связи с этим санитарные нормы в ближайшее время могут быть пересмотрены.
Еще одним важнейшим условием введения стандартов, по мнению ученого, являются подготовка и повышение квалификации педагогов.
Он напомнил, что эта тема обсуждалась 16 ноября на заседании оргкомитета по подготовке к Году учителя, участники которого отмечали, что необходимо сделать эту систему гибкой, модульной, личностно ориентированной, сосредоточив внимание не только на предметной подготовке учителя, но и на других компонентах его профессиональной деятельности.
Не менее актуальна, по словам А.Кузнецова, и проблема подготовки учителей в педвузах. Он подчеркнул, что «педагогическое образование должно носить опережающий характер по отношению к школе, на самом деле оно не успевает за динамикой изменений в этой сфере».
В этом отношении особую важность приобретают новые стандарты профессионального педагогического образования, разработка и внедрение которых, как считает А.Кузнецов, «неоправданно затянулись».
В связи с этим он призвал трех разработчиков, отобранных министерством на конкурсной основе – Московский государственный педагогический университет (МПГУ), Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург) и Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), – «преодолеть возникшие между ними разногласия и в максимально короткий срок выполнить поставленную перед ними задачу».
Также А.Кузнецов предложил обязательно подключить к этой работе учителей, методистов, сотрудников Института содержания и методов обучения (ИСМО) РАО.

Кто переподготовит учителей?

Мнение коллеги разделяет ректор МГППУ академик РАО Виталий Рубцов.
«Если нормативная база является ключевым условием для внедрения стандарта, то подготовка педагогических кадров не менее важная составляющая правильной и эффективной реализации нововведения», – заявил он в своем выступлении на общем собрании РАО.
Он назвал основные компетенции, которыми должен владеть современный учитель, в том числе способность «видеть многообразие учащихся и учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные и личностные особенности различных категорий детей – с девиантным поведением, с задержками в развитии, одаренных», а также «уметь применять здоровьесберегающие технологии, сопровождать профессиональную карьеру молодого человека».
«Между тем, по данным Федерации психологов и Российского психологического общества, учителя не всегда соответствуют этим требованиям, поэтому психолого-педагогическая подготовка педагога становится стратегической задачей модернизации образования, и решение этой задачи должен обеспечить новый федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «психолого-педагогическое образование»», – отметил В.Рубцов, по мнению которого, «решение о переносе сроков введения стандартов правильное, и торопиться здесь нельзя».

А учебники уже распространяют...

«С одной стороны, это решение можно расценивать как сенсацию, с другой стороны, этого можно было ожидать», – считает Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», принимавшего участие в разработке альтернативных стандартов начального общего образования (в отличие от проекта РАО они не выиграли конкурс).
По его словам, «эта история очень затянулась, а для введения необходимы довольно строгие бюрократические процедуры – утверждение в Минюсте, согласование с Роспотребнадзором, поэтому задержка вполне объяснима и перенос сроков введения стандартов – это своеобразная «подушка безопасности» для ведомства».
В ближайшее время, как полагает ректор «Эврики», ключевой задачей должна стать подготовка примерных образовательных программ и учебников по новым стандартам.
И тут происходят удивительные вещи: оказывается, по регионам начинают распространяться комплекты учебников, якобы составленные по новому стандарту, который еще даже не утвержден.
«Скорее всего это некие пиратские версии, «дети лейтенанта Шмидта». И что самое досадное, некоторые регионы попадаются на эту удочку. Это свидетельствует о том, что ситуация со стандартами может пойти вразнос», – опасается А.Адамский.
Добавим к этому, что соответственно на год – с 1 сентября 2010 на 1 сентября 2011 года – переносится и введение двухуровневого образования (бакалавриат и магистратура) в вузах.
Ректоры вполне спокойно относятся к подобной задержке.
На недавно прошедшем в МГТУ им. Баумана международном форуме, посвященном инклюзивному образованию инвалидов, специалисты отмечали, что образовавшийся резерв времени необходимо использовать для подготовки стандартов профессионального образования для лиц с ОВЗ – с учетом специфических условий их обучения.
Важно отметить, что в последние годы в образовательном пространстве страны появились новые виды вузов – такие как федеральные, национальные исследовательские университеты; особый статус получили Московский и Санкт-Петербургский университеты. Вузы всех перечисленных категорий обладают теперь большими по сравнению с другими экономическими и академическими свободами, в том числе правом самостоятельно устанавливать собственные образовательные стандарты и требования, но с тем условием, что последние не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.