Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Что ждет учителя в Год учителя?

Эксперты комментируют инициативы правительства

В середине ноября на заседании оргкомитета по проведению в России Года учителя в 2010 г. премьер-министр Владимир Путин высказал ряд предложений, в том числе:
– Пересмотреть систему аттестации учителей в контакте с профсоюзами.
– Выделить на конкурсной основе 1000 грантов по 250 тыс. рублей для поддержки молодых учителей, работающих в районах Дальнего Востока и Сибири.
– Развивать систему непрерывного повышения квалификации, чтобы она учитывала потребности педагогов и специфику школ,
где они работают.
– Обновить подходы к установлению норм труда учителей младших классов (сегодня ставка для них установлена в размере 20 часов, для всех остальных – 18 ч.).
– Вынести за сетку часов уроки труда и физкультуры, которые при этом останутся обязательными для учащихся.
Прокомментировать эти предложения мы попросили известных специалистов в сфере образования.

 

Свои комментарии «ПС» дали директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Ирина АБАНКИНА, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр АДАМСКИЙ, руководитель Центра мониторинга и статистики образования Министерства образования и науки РФ Марк АГРАНОВИЧ, секретарь профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир ЛИВШИЦ, заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна КУПРИЯНОВА, директор столичной негосударственной школы «Наследник», член Общественной палаты РФ и член оргкомитета по проведению в России Года учителя в 2010 г. Любовь ДУХАНИНА.

Изучить вопрос и принять оптимальное решение»

Опрос экспертов мы начали с заявления о выносе за сетку часов уроков труда и физкультуры, которое, судя по звонкам в редакцию, вызвало тревогу у читателей нашей газеты. Сомнения и споры развеяла Любовь Духанина – непосредственный очевидец и участник события.
По ее словам, этот вопрос неправильно трактует пресса. Предложение, касающееся физкультуры и труда, сделал на встрече с В.Путиным учитель математики, который считает, что учебный план перегружен и санитарные нормы не выполняются.
«Но такого решения принято не было, – пояснила Л.Духанина, – просто Минобр­науки было поручено изучить этот вопрос и принять оптимальное решение. Я думаю, обсуждение этой проблемы будет связано с разработкой новых стандартов и найдет отражение в этих документах».
Что же касается предложения о нормировании труда учителей младших классов, то в настоящее время, по словам Духаниной, ставка этой категории педработников составляет 20 часов, в то время как для учителей-предметников – 18.
Но в действительности у педагогов начальной школы нагрузка меньше 20 часов в неделю, поскольку целый ряд предметов (музыку, ИЗО, физкультуру) преподают профильные учителя.
«Этот вопрос необходимо решить, а решение закрепить юридически, иначе, не имея полной нагрузки, учитель не сможет получать пенсию по стажу (за выслугу лет)», – убеждена Любовь Духанина.
«Нынешняя ситуация отражает дискриминацию в отношении учителей младших классов, – считает Ирина Абанкина. – Поэтому выравнивание норм труда для этой категории педагогов необходимо. Им также нужно засчитывать не только аудиторную нагрузку, но и другие, внеурочные виды деятельности, которые очень важны в начальной школе. Это экскурсии, дополнительные занятия и т.д. – то есть все, что предусмотрено НСОТ».

Молодым везде у нас дорога…

Три других вопроса – аттестация, гранты молодым учителям и непрерывное повышение квалификации – были подготовлены представителями ЦК профсоюза работников народного образования и науки и нашли свое отражение в обращении этой организации к Председателю Правительства РФ В. Путину от 6 ноября 2009 г.
«Учителей, в том числе (или особенно) молодых, безусловно, надо поддерживать, – убежден Марк Агранович. – Но мне кажется, что надо ставить вопрос несколько шире, имея в виду обновление учительского корпуса».
По мнению И.Абанкиной, «гранты – более действенный механизм по сравнению с надбавками и зарплатами, потому что они выдаются под конкретные результаты: например, внедрение проектных методов, новых образовательных технологий».
«Такой механизм стимулирования притока молодых кадров очень важен, но это только одна сторона проблемы, – считает И.Абанкина. – Другая сторона состоит в том, что зачастую выпускники педвузов, даже имеющие дипломы с отличием, не могут устроиться в школы из-за отсутствия вакансий. Поэтому необходима реструктуризация педагогических коллективов с целью высвобождения вакансий для молодых педагогов».
Пути решения этой проблемы, по словам И.Абанкиной, сегодня предлагают некоторые регионы: например, в Мурманской области считают целесообразным перевести всех учителей на одну ставку.
«Я разделяю эту позицию, но не до конца, – говорит наш собеседник. – Это важная мера для повышения качества образования, но на первом этапе ее не следует применять по отношению ко всем педагогам поголовно, а выделить какие-то конкретные группы предметников. Также необходимо разработать квалификационные требования для преподавателей этих дисциплин, в том числе обязательное владение ИКТ, интерактивными досками».

Аттестация без рисков

Представители профсоюзов не вполне разделяют эту точку зрения: повышение требований к уровню профессиональной подготовки учителя, по их мнению, должно сопровождаться созданием необходимых условий труда для учителя и оснащением его рабочего места современной оргтехникой, лицензионным программным обеспечением.
Определенные условия должны быть созданы и для введения нового порядка аттестации педагогических работников. Проект этого документа в настоящее время активно обсуждается среди специалистов. Ведется диалог по ряду позиций между представителями профсоюзов и Минобрнауки.
Так, проектом предусмотрено введение наряду с ныне действующей добровольной аттестацией на получение квалификационных категорий – обязательной аттестации на соответствие занимаемой должности (1 раз в 5 лет).
По словам Т.Куприяновой, ЦК проф­союза выступает против обязательности данной процедуры, полагая возможным ее введение только при наличии оснований для проведения проверки на соответствие занимаемой должности.
С целью минимизации правовых и социальных рисков (возникновения трудовых споров, судебного обжалования результатов аттестации или увольнения сотрудника) профсоюзы предлагают четко регламентировать на федеральном уровне процедуры аттестации с определением прав и обязанностей ее участников, а также разработать единые критерии оценки уровня профессиональной деятельности педагогов.
«Профсоюзы пытаются удержать нынешний порядок аттестации в «старорежимных» рамках, хотя очевидно, что он устарел и уже не соответствует новым системам оплаты труда, направленным на новое качество образования и новые компетенции учителя, – считает А. Адамский. – Поэтому важная задача аттестации – поднять планку учительских компетенций: умение развивать личность ребенка, владение информационными технологиями. Необходимо осовременить и способы аттестации. Сегодня эта процедура скорее сводится к оценке опыта и достижений педагога, а на самом деле она должна быть квалификационным экзаменом».
По мнению А.Адамского, назрела необходимость модернизировать и неэффективную по сегодняшним меркам систему повышения квалификации учителей, поскольку «она не работает ни на содержание образования, ни на уровни квалификации учителя».
Поэтому модернизировать и вкладывать средства надо не в ИПК, а в инновационные школы, которым следует придать статус ИПК, считает ректор Института проблем образовательной политики «Эврика».

Деньги последуют за учителем

В своем обращении к В.Путину профсоюзы предлагают весьма либеральные пути модернизации системы повышения квалификации – на основе персональных сертификатов и принципа «деньги следуют за учителем».
«Благодаря такому механизму у педагога появляется право выбора, а в сфере дополнительного профессионального образования создается конкурентная среда. Если же институты повышения квалификации перейдут в статус автономных учреждений, их можно будет отбирать по тендеру», – рассказывает один из авторов идеи, Владимир Лившиц.
В стоимость сертификата предлагается включить расходы на обучение, методическую литературу, проживание, питание обучающихся и проезд до места обучения. В среднем один ваучер будет стоить от 5000 до 15000 рублей – в зависимости от транспортной доступности и ценовой политики в каждом регионе России.
Средства на финансирование новой схемы, по замыслу профсоюзов, должны поступать из трех источников: муниципальных, региональных бюджетов и федерального бюджета. По расчетам проф­союзов, для ускоренного повышения квалификации 1 млн 250 тыс. учителей на ближайшие три года из федерального бюджета потребуется выделить 7,5 млрд рублей, в 2010 г. – 3,3 млрд рублей.
Казалось бы, введение столь современных механизмов должны были бы приветствовать идеологи нормативно-подушевого принципа финансирования в системе образования из ГУ – ВШЭ.
На самом деле некоторые специалисты этого вуза высказывают сомнения по данному вопросу.
«Ваучерная модель финансирования в данном случае представляется мне рискованной, поскольку она может развалить имеющуюся федерально-региональную инфраструктуру повышения квалификации, прежде всего ее материальную базу (здания, аудитории, оборудование, общежития), – считает И.Абанкина. – Если эта система сейчас недополучит средства, мы разбазарим эту материальную базу, и проводить переподготовку будет негде».
По мнению известного экономиста, имеет смысл разделить финансовые потоки и часть из них направить на сохранение сети, условий для обучения, а другую часть предоставить потребителям, чтобы они могли выбирать место обучения, программу, преподавателей.

Праздник без подарков

Обращает на себя внимание тот факт, что на заседании оргкомитета не были затронуты болевые точки системы образования – такие, например, как новые системы оплаты труда. Правда, по словам Л.Духаниной, в задачи оргкомитета и не входит анализ ситуации в этой сфере.
Как, видимо, не входит и масштабная поддержка российского учительства.
Так, в федеральном бюджете на 2010 год (принят Госдумой в третьем чтении 20 ноября) не предусмотрена индексация заработной платы работников бюджетной сферы.
Как и прежде, не запланированы средства на выполнение норм Закона «Об образовании» (ст. 55) в части обеспечения прав сельских педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Денежные награды за успехи в воспитании и обучении детей получат не 10 тыс. учителей, как это было в предыдущие годы, а только 1 тысяча педагогов, правда, размер премий увеличится вдвое – до 200 тыс. рублей.
Некоторые депутаты профильного комитета даже предлагали не называть предстоящий год Годом учителя – для того чтобы не дискредитировать власть.
Но механизм уже запущен, отступать некуда.