Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Ритуалы школьной повседневности

Об «элементарных» действиях, которые создают условия для учебной активности учеников

День каждого человека – и взрослого, и ребенка – начинается с простых вещей: умывания, одевания, завтрака…
Мы настолько привыкаем к этим обыденным делам, что забываем о том, какую колоссальную роль в культуре играют ритуалы повседневности. А ведь приобщение ребят к культурным ценностям – одна из главных задач школы. И что не менее важно: тщательное проектирование и сценирование подобных ритуалов, терпеливое и последовательное введение их в повседневную жизнь класса благотворно сказываются как на рабочей атмосфере в классе, так и на самочувствии детей.

 

Выбирая школу для своих детей, родители часто требуют от нее комфортных условий для получения образования. В первую очередь, конечно, речь идет о безопасности, в том числе о психологической безопасности, которая, по мнению И.А.Баевой и В.В.Рубцова, связана со свободой от насилия и формированием значимого для учеников школьного окружения.
Между тем абсолютная свобода от насилия вряд ли осуществима, поскольку для большинства школьников сам факт обучения уже связан с некоторым насилием. Поэтому один из главных вопросов, которые задают себе родители, – захочет ли ребенок пойти в школу завтра? Здесь как раз и сказывается значимость его ближайшего окружения. Скорее всего это класс, в котором он учится. Спросите ребенка, что сегодня было в школе, и в 99 случаях из 100 он станет рассказывать о том, что происходило в классе.
Именно в классе рождаются конфликты, возможны проявления несправедливости и других факторов, влияющих на желание ребенка снова идти в школу. И далеко не всегда эти факторы напрямую связаны с успеваемостью ребенка.
Часто школу называют второй семьей, и здесь, как и в семье, решающее влияние на настроение ее членов оказывает то, как организована, насколько упорядочена повседневная жизнь. И если уклад жизни семьи относительно стабилен, то в школе формирование уклада (культуры) класса не прекращается вплоть до выпускного вечера.
Здесь каждый день может произойти событие, которое станет значащим, здесь внезапно может сложиться ситуация, для разрешения которой у педагогов нет стандартных рецептов, в то время как от того, как она будет разрешена, зависит, какой жизненный опыт получат ее участники и невольные свидетели. Ссора с грубой руганью, проявления первой любви или симпатии, сорванный урок, победа на олимпиаде, драка, выигранный матч, разбитое окно или нос – как отреагируют на это педагоги? Какие выводы предложат сделать ребятам? От этого часто зависит не только отношение ребенка к школе и педагогам, но и то, какое мировосприятие сложится у него, какие представления о том, как устроена жизнь на самом деле.
Норберт Элиас считал, что основное содержание процесса развития личности – это формирование личного опыта самоограничения, при этом индивид, приобретающий опыт, представляет собой «монету и чекан одновременно» – он, подвергаясь воздействию среды, в то же время сам на нее воздействует. В школе «чеканка» происходит большей частью в малых группах, культура которых, как правило, сильнее, чем культура школы.
Именно класс как малая группа может дать ребятам ощущение принадлежности и собственности (мой класс, моя школа), чувство хозяина или отчужденность постороннего, ощущение значимости или ненужности. Особенно остро реагируют ребята на любые проявления несправедливости, причем критерии справедливости в каждом классе свои. Так же сильно могут отличаться и ценностные основания культуры класса: в каждой школе вы можете услышать от учителей оценки – трудный класс, сильный класс, с ним приятно работать, слабый класс, к ним не хочется идти и т.п.
Как правило, в классе выделяются один или несколько ребят, каждый из которых стремится быть больше «чеканом», чем «монетой», то есть выстраивать отношения в классе и уклад его повседневной жизни «под себя», иногда «подминая» не только одноклассников, но и некоторых педагогов. Не стоит думать, что это относится только к старшей школе, – попытки детей лидировать можно заметить уже в первом классе, где особенно сильно проявляется совместное воздействие процессов формирования культуры и социализации. Это серьезное испытание для шести-семилетних детей.
Часто эти процессы происходят стихийно, поскольку учитель начальной школы может не обладать необходимыми специальными знаниями или достаточным педагогическим мастерством. Вместе с тем существует возможность избежать излишних напряжений и психологической нагрузки, если с самого начала целенаправленно формировать в классе так называемые ритуалы повседневности.
Каждый из нас сталкивается с ними, а вернее, следует им, например, по утрам: зарядка, душ, завтрак, бритье (или макияж), одевание – все это связано с выполнением четко определенных элементарных действий. Сознание редко руководит этими действиями, они выполняются автоматически. Но всякий сбой в таких ритуалах мгновенно выводит из себя: полотенце или чашка не на привычном месте, выжатый до конца тюбик зубной пасты, не говоря уже о неожиданном отсутствии горячей воды! И наоборот, когда все течет по привычному руслу, это вызывает у нас подсознательное ощущение стабильности существования. Дети – не исключение, а яркое подтверждение этого закона.
…Вот они входят в первый раз в свой первый класс, полные тревоги, скованные и напряженные. Кто где будет сидеть? Учительница разводит их по местам и принимается очень подробно объяснять, что нужно делать каждому: повесить ранец на крючок, сесть за парту, достать пенал, тетрадь, учебник, разложить все эти предметы в определенном порядке.
При этом повторяется успокаивающая инструкция: «Начинайте, не беспокойтесь, я все объясню». Кто-то из ребят сделал все правильно раньше всех, а кто-то решил стать «чеканом» и ведет себя своевольно. Что делать с ним? Не обращать внимания. Часто этого бывает достаточно, так как демонстративное поведение направлено именно на привлечение внимания.
Таким же образом постепенно вводятся и другие ритуалы: раздевание-одевание, переобувание, усаживание на место, приветствие, организация рабочего места, индивидуальные и фронтальные ответы на вопросы учителя. Проектирование и детальное сценирование таких ритуалов благотворно сказываются как на рабочей атмосфере в классе, так и на самочувствии детей.
Начиная день с привычной последовательности действий, ребята получают заряд уверенности в преемственности образовательного процесса, настрой на учебную работу. Если в классе работают несколько педагогов (воспитатель группы продленного дня, преподаватели иностранных языков, музыки, изобразительного искусства, физкультуры и пр.), то все ритуалы должны быть согласованы со всеми педагогами.
Следование ритуалам повседневности дает детям возможность сэкономить нервную энергию для нестандартной деятельности в таких учебных ситуациях, где от них требуются проявления творчества, смекалки и сообразительности. Так называемая адаптация занимает не месяцы, а одну-две недели, и уже к концу первого месяца, проходя по коридору мимо таких классов, вы сможете услышать голоса детей, а не окрики учительницы, вынужденной то и дело восстанавливать порядок.
Что касается педагогов, то время, затраченное на проектирование и внедрение ритуалов, неизмеримо меньше времени, которое они вынуждены тратить на поддержание дисциплины в тех случаях, когда у них не нашлось желания и времени на формирование ритуалов как важнейшей части норм и правил поведения в классе.
Привыкая к ритуалам, дети заодно усваивают и ценности порядка. Эта норма в дальнейшем не осознается, оставляя сознание свободным для нестандартной деятельности. Таким образом, самоограничение постепенно становится привычным и необходимым началом любой деятельности, условием создания рабочей атмосферы, которая не утомляет, а обеспечивает условия для проявления творческой и познавательной активности.

Ренальд ЛАЧАШВИЛИ, научный руководитель проекта «Школа нового поколения»
Елена ОРЛОВА, директор школы № 26 Москва

Работа выполнена в рамках Программы «Школа нового поколения» фонда «Вольное Дело»

На всякий случай

Ритуалы повседневности – штука универсальная. Они могут помочь в решении практически любой педагогической задачи. В том числе
в решении проблем адаптации, подготовки нового дела, превращения рутинной работы в интригующее действо…

Всякая новая деятельность может вводиться через специальный ритуал входа. Так, например, первое дежурство класса по школе можно обставить как значащее событие, предварительно отрепетировав все элементарные действия, составляющие его. При этом само дежурство можно представить как долгожданный праздник, а не обременительную обязанность.
Аналогично можно организовать и ритуалы выхода: к примеру, после занятий с акварелью или гуашью нужно убрать рабочие места и помыть баночки, и получают право мыть баночки всего класса только те, кто особо отличился на уроке.
Таким образом, можно приучить ребят к тому, что право заняться некоторой деятельностью будет для них наградой: помочь учителю в подготовке к уроку, сыграть роль в спектакле, выступить на школьном празднике от имени класса. Дети сами подсказывают нам этот путь, когда нетерпеливо тянут руки, стремясь ответить на вопрос учителя.
Интересные ритуалы можно придумать и ввести для подведения итогов учебной и внеучебной деятельности: например, «копилка добрых дел», куда торжественно помещаются фантики, отмечающие каждое дело, которое совершивший его ребенок сочтет добрым, выдача звездочек или других символических знаков отличия.
Ритуалы повседневности помогают «собрать» ребят после выходных дней и каникул, они же помогают пройти период адаптации в пятом классе, когда в класс приходят разные учителя, каждый со своим предметом и своими привычками. Здесь администрация школы имеет хорошую возможность организовать командную работу учителей, работающих с классом, подчеркнуть роль классного руководителя и сохранить достижения класса в формировании собственной культуры.
Осознанное отношение к ритуалам повседневности школа может транслировать родителям, обращая их внимание на то, о чем они говорят с ребенком, провожая в школу, как организован его быт после школы (выполнение домашних заданий, отдых, игры, самообслуживание, приготовление и отход ко сну).
Конечно, формирование ритуалов повседневности – необходимая, но далеко не достаточная компонента сложного процесса формирования культуры. Деятельность, связанная с преодолением трудностей и препятствий, такая как решение нестандартных задач, выполнение работ по художественному конструированию, занятия изобразительным искусством, физкультурой, танцами, музыкой, театром, самообслуживание, благоустройство класса, школы и пришкольной территории, – важнейшее условие и средство формирования культуры класса и развития детского коллектива.
Однако это тема для отдельного рассмотрения, и для начала здесь можно обратиться к опыту и открытиям таких разных педагогов, как Дж.Дьюи и А.С.Макаренко, каждый из которых по-своему воплощал лозунг «Школа не учит жизни, ибо она есть сама жизнь».