Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Лазарев Тимофей

Расширяем пространство учебной самостоятельности

Для разных этапов занятия – свои способы активизации работы в классе

Все мы знаем историю Тома Сойера, превратившего скучную окраску забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища. А разве в педагогике нет собственных средств, позволяющих таким же «волшебным» образом повысить интерес детей к учебе и эффективность учебной работы? Конечно же есть. Более того, трудно даже представить, сколько подобных средств наработано учителями разных стран. Существует множество так называемых активных методов обучения, которые позволяют усилить продуктивность учебного занятия.
По сути, активные методы обучения (АМО) представляют собой методические находки, которые позволяют повысить мотивацию к обучению, мыслительную и деятельностную активность учеников. АМО могут строиться на практической направленности и творческом характере обучения, игровом действе, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта учеников, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, рефлексии.
Для большинства активных методов обучения характерна нацеленность на расширение пространства самостоятельных действий ребенка. И это неслучайно. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50–70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% – при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда ученик непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
При регулярном, системном использовании активных методов обучения образовательный процесс становится органичной частью жизни ребенка. Меняются приоритеты – становится ценным умение найти интересное решение, красиво и точно ответить.
Меняется и роль учителя.
Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение детей к нему: из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с учениками. И, может быть, самое главное – меняется атмосфера в классе и на уроке: вместо сухой зубрежки и механического воспроизведения учебного материала мотивация и творчество становятся главными двигателями обучения.

Активные методы обучения можно использовать на всех этапах обучения. На каждом этапе с помощью этих методов решаются вполне определенные задачи. Давайте на конкретных примерах посмотрим, как работают эти и некоторые другие АМО.

«Фруктовый сад»

Цель. Этот метод поможет учителю (классному руководителю) лучше понять класс и каждого ученика. Ученики смогут более четко определиться со своими образовательными целями, высказать свои ожидания и опасения, с тем чтобы педагоги могли их знать и учитывать.
Численность. Весь класс.
Время. 20 минут.
Материал. Сделанные из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Ученикам раздаются вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает школьникам попробовать определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. При этом у каждого ученика может быть несколько ожиданий и опасений. Это могут быть: формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и другие вещи.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. Затем можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. Затем учитель подводит итоги работы.
Примечание. Прежде чем начать выяснение ожиданий и опасений, учитель объясняет, почему важно проделать эту работу. Приветствуется, когда педагог также участвует в процессе, раскрывая собственные задачи, надежды и сомнения.

«Поздоровайся локтями»

Цель. Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.
Численность. Весь класс.
Время. 10 минут.
Проведение. Учитель просит учеников встать в круг. Затем предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит ребятам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться как можно с большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание. Эта игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

«Инфо-угадайка»

Цель. Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учеников.
Численность. Весь класс.
Время. Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал. Лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение. Работа начинается с того, что педагог называет новую тему. На стене уже прикреплен лист ватмана, в центре листа указано название темы. Остальное пространство листа разделено на сектора, пронумерованные, но пока не заполненные.
Учитель вписывает в сектор № 1 название раздела темы, о котором он собирается говорить в первую очередь. А ученикам предлагается подумать: о каких аспектах темы пойдет речь далее? После чего учитель раскрывает тему, а в сектор № 1 вписываются (по ходу рассказа учителя) наиболее существенные моменты первого раздела. Закончив изложение материала по первому разделу темы, педагог вписывает во второй сектор название второго раздела темы и так далее.
После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме, и при наличии вопросов у детей учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает ученикам следить за аргументацией учителя. Четкое структурирование информации способствует лучшему восприятию. Вдобавок к этому «белые пятна» (незаполненные сектора) стимулируют прогностическое мышление.

«Автобусная остановка»

Цель. Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Количество ребят в группах. 5–7 человек.
Численность. Весь класс.
Время. 20–25 минут.
Материал. Листы большого формата, фломастеры.
Проведение. Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4–5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5–7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и при необходимости дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание. Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.

«Земля, воздух, огонь и вода»

Цель. Повысить уровень энергетики в классе.
Численность. Весь класс.
Время. 8–10 минут.
Проведение. Учитель просит ребят по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Земля. Учитель вместе с учениками начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Примечание. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя он поможет также неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Учителям, которые хотят получить больше информации о способах активизации учебной работы, рекомендуем электронную книгу «Копилочка активных методов обучения». Более подробно с этим изданием можно познакомиться на сайте www.moi-universitet.ru/amo.