Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Гурин Юрий

Игры как инструмент профессии

Ими можно воспользоваться для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач

И младшие подростки, и девятиклассники, и даже выпускники радостно оживляются, когда учитель проводит часть урока в игровой форме. Но только если случается подлинная живая игра, а не ее имитация. Это развлекательное и легкомысленное на первый взгляд занятие существует по своим трудноформализуемым законам и требует от педагога ничуть не меньшей мудрости, такта и точности, чем какая-нибудь образовательная технология.

 

Говоря о возможностях игры в обучении школьников, неплохо сначала определиться с тем, что же такое игра. Можно ли четко выделить границы игры, сказать, что вот это действие – игра, а вот этот эпизод – уже нет? Порой на этой почве возникают разногласия. «Тут же не было подсчета баллов» (или «дети не делились на команды», или «тут не было победителей»), поэтому «это не игра» говорят, оценивая некое мероприятие, одни. «Но ведь дети были так увлечены» (вариант «всем было весело и интересно»), поэтому «это была игра» отвечают другие.
Так или иначе, игра остается явлением загадочным и притягательным. Ее изучают культурологи и философы, психологи и педагоги, математики и актеры... Одни пытаются открыть «формулу игры», другие – разобраться в ее структуре, третьи пытаются «приручить» игру, чтобы с ее помощью решать различные задачи. Однако ни однозначного определения игры, ни единой общепризнанной классификации игр пока нет. Наверное, потому, что игра необычайно многогранна. Каждый исследователь выделяет некий набор признаков и закономерностей и выстраивает их в структуру, запечатлевая очередные несколько граней.
Автор статьи главный, коренной признак игры видит в изменении, в возможности внести разнообразие в привычный ход событий. Действительно, любая игра – это погружение в особую среду, в которой действуют особые правила и достигаются особые цели. С этой точки зрения к игровым компонентам на уроке можно отнести любой нестандартный ход, начиная от необычной расстановки рабочих мест учеников, оригинальное приветствие, новую систему оценки работы учеников и т.д. и т.п.
Из многообразия и изобилия игр и игровых приемов, которые можно использовать на уроках, выделяются формализованные игры, то есть игры с правилами, в которых достаточно четко расписаны роли и задачи участников и существует понятная система оценки результатов. Такие игры можно рассматривать как «мероприятия игрового характера», с вполне определенными «целями и задачами». Кстати, обычно играми называют именно формализованные игры. Мы же трактуем понятие игры гораздо шире.
А теперь давайте поговорим о задачах и возможностях игры на школьном уроке. Сразу уточним, что игра на уроке – это не самоцель и не гарантия быстрого и безболезненного решения всех проблем. Игра – это один из инструментов учительской профессии, инструмент, которым можно воспользоваться на любом этапе урока для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что-то изменить (разнообразить, оживить, улучшить). Дело в том, что игра изменяет среду своего обитания.
С помощью игры скучную или малопонятную информацию можно сделать доступной и занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного участника урока, а рассеянный класс – в чемпионов мира по внимательности.
Полноценная дидактическая игра ориентирована на повышение эффективности учебного занятия и одновременно – на развитие личности ученика. Игра создает на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включить» творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Готовясь к проведению игры, учителю нужно ответить на несколько вопросов. Кто где и как долго будет играть? Какой инвентарь понадобится? Какого педагогического результата мы ожидаем от игры? Насколько сложна организация игры? Обязательно нужно соотнести задачи, которые будут поставлены в ходе игры перед учениками, и возможности учеников. Нужно учитывать, что задачи эти могут быть не только дидактическими, связанными с работой над определенным учебным материалом, но и организационными, связанными, например, с умением самостоятельно организовать свою работу или умением работать в группе. Не стоит проводить игры, сложные в организации в коллективе, возможностей и особенностей которого вы не знаете. Если, конечно, вы не собираетесь использовать игру в качестве теста.
Чтобы не испытать определенного разочарования, нужно «просчитать» ход и возможные последствия игры, в частности – понять, какие эмоции будут испытывать ученики в ходе игры, какие сложности могут возникнуть, предусмотреть способы разрешения возможных конфликтов и пути выхода из сложных ситуаций.
Особое внимание нужно обратить на завершение игры. Пожалуй, главное, что может серьезно обидеть детей и свести все положительные стороны игры на нет, это допущенная учителем несправедливость (пусть даже кажущаяся) в оценке действий отдельных игроков или команд. Испытанный способ избежать подобных неприятностей – четкие критерии оценки результатов игры, прозрачность и корректность определения итога игры. Желательно озвучивать промежуточные итоги игры после каждого этапа. Можно заранее оговорить, что в случае примерного равенства результатов («допуск на равенство» должен быть озвучен) команды занимают одинаковое место. Нельзя обойти вниманием и такой деликатный момент, как награждение участников игры. Школьники, особенно младшие, относятся к этому довольно ревниво. Если по итогам игры предполагается вручение призов, то идеальным выходом будет награждение призами всех участников без исключения, очевидным победителям можно вручить более ценные призы или грамоты.