Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Реутский Сергей

Когда желание померяться силами перерастает в драку...

Способы разрешения физических конфликтов

Переводим агрессию в...

Осалить, топнуть ногой, бросить что-нибудь – это такой опосредованный удар, опосредованная агрессия. Игра, где очень легко попасть во что-нибудь рукой или ногой, позволяет дать выход агрессии. Будет другая цель – будем менять правила.

САЛОЧКИ С МЯЧОМ. Играем в парах: кому я даю теннисный мячик, тот выбирает себе пару. Готовые пары садятся. Теперь по считалочке выбираем очередность: какая пара будет первой играть, какая – второй и т.д.
Задача: осалить противника мячом. Осалил – меняетесь ролями. В голову не салить!
Правила следующие. Места мало, и нам надо придумать так, чтобы включить всех и в то же время чтобы самоконтроль не был потерян. Сначала играет только первая пара. Как только я говорю «смена!», она садится и встает вторая пара.
Ребята кидают мячик в противника, стремясь попасть, осалить.
«Попал? Теперь он водит… Смена!» Смена пар протекает быстро, так что каждая успевает поиграть секунд пять–десять.

Возвращаем самоконтроль
Задержка дыхания – это один из способов возвращения самоконтроля. Можно упражнения на равновесие делать, можно использовать жонглирование. Эти упражнения хорошо применять либо когда градус игры слишком повышается, либо перед входом на какое-либо занятие, перед спокойной деятельностью.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ. Правило простое: подбрасываем одной рукой, ловим другой. Одновременно, когда мячик в воздухе, хлопаем в ладоши. Сначала один раз, потом два, три, четыре, кто сколько сможет. Но количество хлопков увеличиваем постепенно.
Очень хорошо, когда дети в парах проверяют друг друга. Один подкидывает мячик и хлопает, другой – эксперт, он смотрит и определяет, получилось или нет. И так пока не удастся сделать четыре хлопка и поймать мяч. После этого эксперт и тот, кто выполняет упражнение, меняются ролями.
С элементарным жонглированием очень много упражнений. Они не как в цирке, но достаточно сложные. Например, все садимся на корточки, каждый берет в руки мячик. Бросаете мячик вверх, встаете на ноги и пытаетесь поймать. Если это получится, следующий раз уже становитесь на колени. Бросаете мячик и вскакиваете за ним уже из такого положения. Если получилось  – садитесь на пол полностью, вытянув ноги. Бросаете мячик, вскакиваете и ловите!

УПРАЖНЕНИЯ НА БАЛАНС. Здесь очень хорошо видна сбалансированность процессов возбуждения и торможения у ребенка. Уравновешенный человек будет держать равновесие.
Самое простое упражнение: сначала надо встать на носочки, закрыть глаза и досчитать до десяти вслух.
Второе задание более сложное: надо будет сделать то же самое, только запрокинув голову назад, глаза при этом открыты. (Как говорили те люди, которые меня учили: «За движением не спрячешься». Если на уроках возникают какие-то иллюзии, то здесь все прозрачно. Жадный пас не отдаст никогда, неуравновешенный равновесие не сохранит.)
И последнее упражнение из этой серии. Надо медленно про себя считать до десяти. Задача на это время такая: сохранить баланс на носочке одной ноги. Кто сдвинулся, начинает сначала. Кто закончил, садится.

Проводим поединки

До сих пор мы говорили о профилактике драк. А что же делать, если драка уже началась, мальчишки сцепились? Конечно, следует сначала их разнять. Но ни в коем случае не обвиняя ни в чем, не угрожая наказанием – они замкнутся и потом где-нибудь в другом месте все равно сцепятся. Попробуем погасить конфликт педагогическими средствами. Однако если разговоры не помогли и мы видим, что конфликт глубокий, надо дать возможность мальчишкам разрешить спор физически. То есть предложить ребятам идею честного поединка.
Поединок всегда проходит по определенным правилам, правила обговариваются, определяется судья, и конфликт разрешается культурно, в поединке.
О правилах поединка договариваются все стороны – это участники поединка плюс тот, кто остановил драку, обычно кто-то старший. У нас «дуэльной» культуры нет, поэтому без взрослого никак не обойтись.

ФЕХТОВАНИЕ НА ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛКАХ. Давайте возьмем сейчас наиболее простой и безопасный поединок – фехтование на пластиковых бутылках. Правила следующие (кстати, по этим правилам могут и девчонки с мальчишками выяснять отношения). Если тебя поразили в руку, перекладываешь бутылку в другую руку. Если в ногу – становишься на колено, в обе ноги  – фехтуем на коленях. Если обе руки поражены – прячем их за спину и можем только убегать. Нет ни рук, ни ног – можешь катиться по полу. Как только тебя поразили в живот, бок или спину – проиграл. В голову не бьем. За удары в голову можно назначать штрафы – например, отжимания.
Чтобы остановить нарастающее возбуждение, в поединке обязательно должен быть ритуал. У нас такой ритуал придуман: надо поднять оружие вверх, потом дотронуться им до земли, потом скрестить, потом сделать шаг назад. Теперь начинаем поединок.
Если один проиграл, поединок начинается сначала, но перед этим снова выполняется ритуал. Самое трудное в нем – после скрещения оружия сделать шаг назад.
Пары приветствуют друг друга и сразу же начинают фехтовать, держа другую руку за спиной.
Судья должен следить за правилами. Если он видит, что они нарушаются, то говорит «стоп». Если соперники увлекутся и начнут перемещаться опасно для людей, судья должен остановить поединок: «Стоп! Успокоились… Приготовились…» И потом возобновить поединок: «Начали!»
Правила обговариваются, устанавливаются и, если противники не равны по силам, изменяются. Стоит только попробовать, и окажется, что по правилам действовать интереснее. Вот это мы и называем «культура поведения в конфликте». Можно сказать, что если дети учатся обговаривать правила в физическом контакте, то это проецируется и на их общение в других обстоятельствах.

Переводим агрессию в...

Осалить, топнуть ногой, бросить что-нибудь – это такой опосредованный удар, опосредованная агрессия. Игра, где очень легко попасть во что-нибудь рукой или ногой, позволяет дать выход агрессии. Будет другая цель – будем менять правила.

САЛОЧКИ С МЯЧОМ. Играем в парах: кому я даю теннисный мячик, тот выбирает себе пару. Готовые пары садятся. Теперь по считалочке выбираем очередность: какая пара будет первой играть, какая – второй и т.д.
Задача: осалить противника мячом. Осалил – меняетесь ролями. В голову не салить!
Правила следующие. Места мало, и нам надо придумать так, чтобы включить всех и в то же время чтобы самоконтроль не был потерян. Сначала играет только первая пара. Как только я говорю «смена!», она садится и встает вторая пара.
Ребята кидают мячик в противника, стремясь попасть, осалить.
«Попал? Теперь он водит… Смена!» Смена пар протекает быстро, так что каждая успевает поиграть секунд пять–десять.

Возвращаем самоконтроль
Задержка дыхания – это один из способов возвращения самоконтроля. Можно упражнения на равновесие делать, можно использовать жонглирование. Эти упражнения хорошо применять либо когда градус игры слишком повышается, либо перед входом на какое-либо занятие, перед спокойной деятельностью.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ. Правило простое: подбрасываем одной рукой, ловим другой. Одновременно, когда мячик в воздухе, хлопаем в ладоши. Сначала один раз, потом два, три, четыре, кто сколько сможет. Но количество хлопков увеличиваем постепенно.
Очень хорошо, когда дети в парах проверяют друг друга. Один подкидывает мячик и хлопает, другой – эксперт, он смотрит и определяет, получилось или нет. И так пока не удастся сделать четыре хлопка и поймать мяч. После этого эксперт и тот, кто выполняет упражнение, меняются ролями.
С элементарным жонглированием очень много упражнений. Они не как в цирке, но достаточно сложные. Например, все садимся на корточки, каждый берет в руки мячик. Бросаете мячик вверх, встаете на ноги и пытаетесь поймать. Если это получится, следующий раз уже становитесь на колени. Бросаете мячик и вскакиваете за ним уже из такого положения. Если получилось  – садитесь на пол полностью, вытянув ноги. Бросаете мячик, вскакиваете и ловите!

УПРАЖНЕНИЯ НА БАЛАНС. Здесь очень хорошо видна сбалансированность процессов возбуждения и торможения у ребенка. Уравновешенный человек будет держать равновесие.
Самое простое упражнение: сначала надо встать на носочки, закрыть глаза и досчитать до десяти вслух.
Второе задание более сложное: надо будет сделать то же самое, только запрокинув голову назад, глаза при этом открыты. (Как говорили те люди, которые меня учили: «За движением не спрячешься». Если на уроках возникают какие-то иллюзии, то здесь все прозрачно. Жадный пас не отдаст никогда, неуравновешенный равновесие не сохранит.)
И последнее упражнение из этой серии. Надо медленно про себя считать до десяти. Задача на это время такая: сохранить баланс на носочке одной ноги. Кто сдвинулся, начинает сначала. Кто закончил, садится.

Проводим поединки

До сих пор мы говорили о профилактике драк. А что же делать, если драка уже началась, мальчишки сцепились? Конечно, следует сначала их разнять. Но ни в коем случае не обвиняя ни в чем, не угрожая наказанием – они замкнутся и потом где-нибудь в другом месте все равно сцепятся. Попробуем погасить конфликт педагогическими средствами. Однако если разговоры не помогли и мы видим, что конфликт глубокий, надо дать возможность мальчишкам разрешить спор физически. То есть предложить ребятам идею честного поединка.
Поединок всегда проходит по определенным правилам, правила обговариваются, определяется судья, и конфликт разрешается культурно, в поединке.
О правилах поединка договариваются все стороны – это участники поединка плюс тот, кто остановил драку, обычно кто-то старший. У нас «дуэльной» культуры нет, поэтому без взрослого никак не обойтись.

ФЕХТОВАНИЕ НА ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛКАХ. Давайте возьмем сейчас наиболее простой и безопасный поединок – фехтование на пластиковых бутылках. Правила следующие (кстати, по этим правилам могут и девчонки с мальчишками выяснять отношения). Если тебя поразили в руку, перекладываешь бутылку в другую руку. Если в ногу – становишься на колено, в обе ноги  – фехтуем на коленях. Если обе руки поражены – прячем их за спину и можем только убегать. Нет ни рук, ни ног – можешь катиться по полу. Как только тебя поразили в живот, бок или спину – проиграл. В голову не бьем. За удары в голову можно назначать штрафы – например, отжимания.
Чтобы остановить нарастающее возбуждение, в поединке обязательно должен быть ритуал. У нас такой ритуал придуман: надо поднять оружие вверх, потом дотронуться им до земли, потом скрестить, потом сделать шаг назад. Теперь начинаем поединок.
Если один проиграл, поединок начинается сначала, но перед этим снова выполняется ритуал. Самое трудное в нем – после скрещения оружия сделать шаг назад.
Пары приветствуют друг друга и сразу же начинают фехтовать, держа другую руку за спиной.
Судья должен следить за правилами. Если он видит, что они нарушаются, то говорит «стоп». Если соперники увлекутся и начнут перемещаться опасно для людей, судья должен остановить поединок: «Стоп! Успокоились… Приготовились…» И потом возобновить поединок: «Начали!»
Правила обговариваются, устанавливаются и, если противники не равны по силам, изменяются. Стоит только попробовать, и окажется, что по правилам действовать интереснее. Вот это мы и называем «культура поведения в конфликте». Можно сказать, что если дети учатся обговаривать правила в физическом контакте, то это проецируется и на их общение в других обстоятельствах.