Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ПОИСКАХ СВОЕЙ МЕТОДИКИ


Леонтьева Ольга

Отступление от темы как педагогический прием

Оно не займет много времени, зато даст возможность стать ближе и понятнее друг другу, а значит – быстрее и эффективнее провести учебную работу

Оргмомент, проверка домашнего задания, изучение нового материала… Мы часто планируем уроки, детально продумывая действия учителя и учеников, будто речь идет не о живых людях, а о частях сложного станка. А что, если так спланировать уроки, чтобы на каждом из них были моменты отдыха от программного материала?

 

Почему трава зеленая?

Часто во время урока дети пытаются задать учителю вопрос, который совершенно не относится к теме занятия. Как правило, это раздражает педагога, и лишь некоторые учителя, напротив, используют такие ситуации для своих целей. Одна-две минуты отвлеченного разговора, легкая шутка делают атмосферу занятия более доброжелательной, непринужденной – после этого и усвоение материала идет быстрее. Это правило давно используют многие ораторы, прерывая свои выступления небольшими отступлениями, шутками, историями. К этому подсознательно стремятся и дети, пытаясь увести педагога от темы урока неожиданными вопросами.
На самом деле любой вопрос, который задают ученики, совсем не случаен: он был сформулирован здесь и сейчас, а значит, и ответ на него обязательно ожидается. В понятие «ответа» входят не только слова, сказанные учителем, но и его реакция, эмоциональный отклик. Поэтому, даже если вопрос показался совсем глупым и неуместным, не стоит раздражаться. Гораздо лучше будет, если учитель серьезно подумает даже над самым несерьезным вопросом и ответит на него доброжелательно и подробно. Если ответа нет и быть не может (Кто появился раньше: курица или яйцо?), стоит попробовать вслух порассуждать на предложенную тему. Только вот увлекаться этим процессом не нужно: ответ – улыбка  – и быстрое корректное возвращение к работе: «С удовольствием после уроков продолжу с вами об этом разговор, если вы, конечно, захотите, а сейчас давайте…»
Умение именно так реагировать на неожиданные детские вопросы многие считают особыми врожденными качествами учителя и как следствие относят педагогику к искусству, а не к науке.
Но искусству общения, как и любому другому, можно и нужно учиться. Умение доброжелательно принимать чужие слова, шутки, замечания можно развить вне уроков, например, во время небольших тренингов общения. Такие тренинги с учителями могут провести школьные психологи, можно организовать подобную работу и самостоятельно. Например, в команде учителей разыграть ситуацию с неожиданным детским вопросом и вариантами ответа учителя, а потом проанализировать ее.

Мне тоже многое интересно

Однако можно и не ждать, когда ученики прервут занятие, а заранее продумать темы для небольших перерывов во время урока. Это не только оживит любое занятие, но и станет уникальной возможностью для того, чтобы показать ребятам: учитель интересуется не только своим предметом.
И тут вспоминаются истории, которые я наблюдала на уроках самых лучших учителей.
Так, учитель химии, знакомя детей с таблицей Менделеева, вдруг (для детей, а не для себя!) начинает рассказывать о сложной жизни ученого, о его любви, детях, внуках. Этот рассказ дети принимают с восторгом, после чего начинают совсем по-другому относиться и к наследию Менделеева, и к своему педагогу.

Планируемая импровизация

Конечно, не многие учителя устраивают подобные отступления от темы. Как правило, это происходит спонтанно, в силу их характера, врожденной любознательности и желания поделиться с учениками не только учебной информацией, но и чем-то большим. Однако если понимать значимость таких моментов на уроке, можно попробовать их подготовить.
Конечно, заранее определить точный момент такого небольшого отвлеченного разговора трудно. Он может наступить и в самом начале урока (если педагог чувствует, что внимание ребят рассеяно и они еще не готовы приступить к серьезной работе), и при опросе (например, когда дети не поняли домашнее задание, в результате чего в классе создается напряженная атмосфера страха) или при подведении итогов урока. Вариантов множество, нужный момент надо просто почувствовать и использовать.
Главное – иметь в запасе короткие истории, рассказы, интересные (необычные!) данные. Темы для таких минут отдыха могут быть связаны с преподаваемым предметом:

– интересные факты биографии ученых, об открытиях которых идет речь на уроке;
– последние открытия в изучаемой области знания;
– необычные варианты прикладного использования изучаемых законов и т.д.

Такой материал можно найти в специальной литературе, как научной, так и методической.
Вторую группу тем для небольших бесед можно было бы назвать «о жизни». Это рассказы об интересных людях, об их проблемах и победах. Такие истории обычно мы находим в публицистической литературе, а в классе их можно рассказывать, когда учитель замечает некоторое сходство проблем, возникающих у ребят класса и героя истории. Рассказ о том, как другой человек сумел разрешить похожую ситуацию, может помочь куда эффективнее, чем множество инструкций и рекомендаций.
Третью группу тем назовем «шутки». Их арсенал нужен учителю не меньше, чем знание предмета. Часто бывает необходимо разрядить обстановку, сделать так, чтобы ребята просто улыбнулись, засмеялись. Высший пилотаж – умение учителя подшутить над собой. Его рассказы о собственной неумелости в школьные годы, студенчестве, первые годы работы в школе помогают ученикам по-новому посмотреть на своего учителя.