Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Ведомство ужесточит контроль за финансированием

Министр Андрей Фурсенко предупредил, что во время кризиса «традиционные способы расходования средств закончились»

Как будет выполняться бюджет на образование в период кризиса? Этот вопрос обсуждался на коллегии Минобрнауки. «Повод для оптимизма есть, расходы на образование растут», – заявил министр Андрей Фурсенко. Но потом речь пошла об оптимизации расходов…

 

Расходы консолидированного бюджета на образование в 2009 г. составят 1 трлн 853 млн рублей.
В федеральном бюджете на эти цели запланировано 410,4 млрд рублей, что на 24,5% больше по сравнению с прошлым годом.
Основное место в структуре расходов занимают ассигнования на высшее и послевузовское профессиональное образование. На эти цели запланировано 77,8 млрд рублей, в то время как на СПО – 9,3 млрд, на НПО – 3,8 млрд рублей.
Начиная с 2008 г. более 80% расходов Минобрнауки осуществляется через механизмы федеральных и ведомственных целевых программ, а также нацпроекта «Образование».
На реализацию ПНП «Образование» в 2009 году будет направлено около 32 млрд рублей, на выполнение двадцати шести федеральных целевых программ, в пяти из которых министерство является заказчиком-координатором, – 57,6 млрд рублей. Общий объем финансирования шестнадцати ведомственных целевых программ составит 176 млрд рублей.
Средства в рамках целевых программ федерального и ведомственного значения расходуются на конкурсной основе, в новом году их основные ресурсы будут выделяться в первую очередь на реализацию комплексных проектов, направленных на получение системного эффекта.
Перечень таких проектов будет определяться министерством с участием экспертного сообщества.
С целью повышения эффективности сметного финансирования планируется жестко увязать его объем с размером госзадания, выполняемого образовательными учреждениями. Это касается в том числе и контрольных цифр приема (бюджетного контингента учащихся): финансовые нормативы в этой сфере планируется пересмотреть во избежание субъективных решений. Речь идет о перераспределении некоторыми ведомствами контрольных цифр приема на непрофильные специальности – такие как «гуманитарные науки» или «юриспруденция» в транспортных вузах, что, по сути дела, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Лейтмотивом выступлений на коллегии был тезис о том, что «год будет трудным, но о секвестре речь не идет». Есть Поручение правительства о сокращении на 15% лимитов бюджетных обязательств на 2009 ?г. Это означает, что в I квартале наступившего года на ряд направлений будет израсходовано не более 85% от запланированных средств, остальные приберегут на конец года.
Исключение составят расходы на оплату труда, социальное обеспечение, коммунальные услуги, отдельные виды субсидий, ассигнования на которые будут выделяться в полном объеме. Сокращения коснутся прежде всего капитальных вложений и научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР).
В связи с этим министерство намерено сконцентрировать основные ресурсы не на строительстве новых объектов, а на завершении уже начатых. Падение цен на стройматериалы также позволит сэкономить средства. Планируется пересмотреть и политику по закупке нового оборудования.
«У нас все лаборатории забиты оборудованием, часть которого не используется или используется неэффективно, в том числе из-за отсутствия квалифицированных кадров в области технического обслуживания, – констатировал министр образования и науки Андрей Фурсенко.  – Это как в анекдоте про нового русского, который каждый раз покупал новый «мерседес», когда в прежнем набиралась полная пепельница окурков. Так может быть лучше выбросить окурки?»
По словам министра, «ситуация, в которой образовательным учреждениям предстоит работать в 2009 г., будет коренным образом отличаться от той, что была раньше». Но, несмотря на все трудности, министерство намерено продолжать работу по внедрению новых организационных и финансовых механизмов в образовании.
Во-первых, это переход федеральных образовательных учреждений в автономные. В целом, как констатировали на коллегии, на сегодня пакет документов готов. Осталось доработать нормативы финансирования имущества и научных исследований.
Во-вторых, введение новых систем оплаты труда. В 2009 году министерство намерено централизовать до 5% средств, выделяемых на оплату труда, с целью стимулирования учреждений профобразования по результатам их деятельности.
В завершение коллегии А.Фурсенко отметил, что «повод для оптимизма есть, поскольку расходы на образование растут». С другой стороны, экономическая ситуация в стране диктует свои условия. Поэтому традиционные способы расходования средств закончились. С учетом этих факторов в нынешнем году главное образовательное ведомство намерено не только усилить работу по оптимизации действующих расходов, но и ужесточить мониторинг исполнения бюджета.