РУБРИКИ
№ 52/1999
ССЫЛКИ 
Если принять, что жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости, то какие бы строгие планы и программы ни придумывались, они всегда во сто крат беднее, чем развертывающаяся жизнь. Иногда очень хочется захлопнуть все методички и рекомендации, все нарушить и жить с детьми, как живется, как учительская интуиция подсказывает. Стараешься помочь конкретному ребенку справиться с его конкретными проблемами. Думаешь: отметкой лучше потом отмечу его успех, а пока не стану ловить на незнании. Урок превращается в диалог. Все пытаются понять друг друга и взаимодополнить. Понимающий диалог начинается с попытки разобраться в явлении природы, числе, геометрической формуле, историческом событии, художественном произведении. Но в этой общей для всего класса попытке пусть будет услышан неповторимый голос каждого участника. Говорят, что кто не участвует в диалоге – беднеет. Это относится и к учителю, и к ученикам, потому что педагогика – это и есть вовлечение детей в круг образования учителя. Так что взрослым в школе, о которой мы мечтаем, придется думать не о том, как развить детей, а скорее о том, как развить себя. Например, перечитать тех философов, которые напоминают нам о диалектической сущности жизни и наших вечных споров об искусстве воспитания детей.
...Считается, что для воспитания необходимо понимать возрастные особенности детей. Несомненно. Но чтобы понять особенности чего-то, нужно прежде представить себе общее устройство этого "чего-то". Всматриваясь только в детей, детей не поймешь. Мы воспитываем не ребенка, а человека. Человека в человеке.
...но однажды наступает момент, когда человек говорит себе: “Все. Я так больше не могу”. С этого ощущения невозможности прежней жизни и начинается развитие.

 

...на уроках-диалогах понятия и представления каждый раз рождаются, вылепливаются заново. Это происходит благодаря разности взглядов на один и тот же предмет, подобно тому, как Эйнштейн и Бор в дискуссии создавали понятие атома.

 

...движение в этом образовательном пространстве непредсказуемо, так как маршрут прокладывает сам ребенок. А учитель идет за ним, формулируя то, что открыто на их общем пути.

 

...эту идею искали лучшие мыслители – и, как им казалось, находили. Находили – и вновь закрепощали ею своих учеников. И все-таки эта идея – самая обнадеживающая для современного образования, но чтобы она принесла плоды, нужно, чтобы ее восприняли не только учителя – но и власть.
...ребенок растет, его интересы меняются, значит, и школ в его жизни должно быть как минимум три: теплая, как мамины руки, школа для малышей, стремительная и экзотическая подростковая школа и наполненная поисками смысла жизни школа для старшеклассников.

 

...только в диалоге, когда предмет открывается с разных, часто противоречивых, сторон, ребенок чувствует себя уютно. Он не боится противоречий, потому что умеет превращать их в прекрасное целое. И для того чтобы произошла наконец долгожданная встреча ребенка и культуры, надо всего лишь позволить ему разговаривать с ней на своем языке.

 

...идея была простой: дать ребятам возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу. Основное время учебы они стали проводить в городе, знакомясь с разными специальностями и возвращаясь в родную школу, чтобы проанализировать, чему научились.
ГЛАВНАЯ 
СТРАНИЦА 
издательского 
дома 
"ПЕРВОЕ 
СЕНТЯБРЯ" 

ПОИСК 
ПО СЕРВЕРУ 

www.yandex.ru


РЕКЛАМОДАТЕЛЮ 
НАШИ 
КООРДИНАТЫ 

РЕДКОЛЛЕГИЯ 


Рейтинг@Mail.ru

© "Первое сентября

главный редактор
Елена БИРЮКОВА
заместитель главного редактора
Сергей ЛЕБЕДЕВ

Почтовый адрес: ул. Киевская, д.24, Москва, 121165; тел.: +7 (499) 249-31-38;
вопросы по сайту: support@1september.ru
Издательский дом "Первое сентября"


Главный редактор Издательского дома А.С.Соловейчик

Учредитель: ООО «Чистые пруды»