РАССЛЕДОВАНИЕ “ПС”

Сергей ЛЕБЕДЕВ,
Дмитрий РАСТИМЕШИН

Учитель в России – величина неизвестная

Его права и обязанности определяются недействующим нормативным документом

В начале декабря мы получили такое письмо:
Дорогая редакция, здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться: как может быть, что я и моя подруга, хотя заканчивали один вуз, обе работаем учителями, имеем одинаковый стаж, получаем зарплату по разным разрядам? Мне говорят, что у меня 10-й разряд, и это правильно. А ей – что у нее 9-й, и это тоже правильно.
Хотя она трудится в соседней области, никаких региональных надбавок нет и школы наши относятся к одной группе оплаты труда. Но ее уверяют (она получает меньше ), что все в порядке. И меня уверяют…

Казалось бы, это случай для обычной юридической консультации. Но на самом деле проблема, затронутая в письме, оказалась гораздо серьезнее, чем нам представлялось вначале. Судите сами.
В Законе «Об образовании» учительская зарплата приравнена к средней по промышленности. Действие этой статьи приостановлено федеральным законом о бюджете РФ на нынешний год, так делалось и раньше. А в отсутствие особых отраслевых норм оплаты труда бюджетников для них автоматически вводится Единая тарифная сетка (ЕТС).
Несмотря на то что закон о бюджете нарушает Конституцию РФ, мы уже не раз писали об этом, ссылаясь на статью 55, п.2, где сказано: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», учителя по-прежнему получают зарплату по ЕТС.
Итак, о ЕТС. Ее первый разряд назначается федеральным законом, разрядные коэффициенты – постановлением правительства. Ведомство определяет диапазоны разрядов и соответствующие им наименования должностей. Например, учитель: диапазон разрядов – от 7-го до 14-го включительно. В денежном исчислении – от 830 до 1510 рублей.
Однако зарплаты «от и до» никто не получает. Выплата ее должна производиться по КЗоТу, а начисление – согласно ведомственным документам. Ими устанавливается, что на основании определенных уровня образования и стажа работы учителю может быть присвоен соответствующий разряд и начислена определенная заработная плата.
В нашем случае этот ведомственный документ называется «Тарифно-квалификационные характеристики» (ТКХ). Из него следует, что если у разных учителей образование и стаж одинаковые, то разряд ЕТС и зарплата тоже должны быть одинаковые.
Но тогда почему же авторов письма в редакцию уверяют в обратном?

С просьбой помочь разобраться мы обратились в правовое управление Министерства образования. Изложили ситуацию. «Такого не может быть!» – сказали нам и повесили трубку.
Но мы были настойчивы, правда, к пониманию проблемы это не приблизило, скорее наоборот... «Да, такая ситуация вполне реальна, – неожиданно ответили юристы министерства в очередном разговоре. – Ведь «Тарифно-квалификационные характеристики» не зарегистрированы. Хотя, впрочем, они и не нуждаются в регистрации...
Ситуация запуталась окончательно.
И мы решили направить запрос в Министерство юстиции: нужно ли регистрировать характеристики? И если да, то прошли ли они регистрацию?
Ответ Министерства юстиции приводим полностью:

wpe36.jpg (6971 bytes)

На Ваш запрос о регистрации некоторых приказов Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию сообщаем следующее.
Министерством юстиции Российской Федерации отказано в государственной регистрации совместного приказа Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.1995 № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования к группам по оплате труда руководителей» как противоречащего законодательству (письмо от 31.05.2000 № 4259-ЭР).
В связи с письмом Минюста России приказом Минобразования России от 28.09.200 № 2797 отменен приказ Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.1995 № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования к группам по оплате труда руководителей» и приказ Минобразования России и Госкомвуза России от 14.12.1995 № 622/1646 «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесения изменений в приказ Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.1995 № 463/1268».
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Центрального комитета профсоюза работников народного образования от 22.04.1997 № 23/146 и постановление Министерства труда Российской Федерации от 01.02.1995 № 8 «Единая тарифная сетка и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников культуры Российской Федерации» на государственную регистрацию в Минюст России не представлялись.

wpe37.jpg (2690 bytes)Руководитель Департамента
регистрации и контроля
за ведомственными нормативными актами,
государственный советник
юстиции 2 класса

Что же следует из этого документа?
Если бы наша читательница обратилась не в газету, а в суд, ей бы отказали в иске. Ведь на данный момент вообще нет законных оснований начислять ей зарплату. Хоть по 9-му разряду, хоть по 10-му. Потому что начисление, как мы помним, производится на основании «Тарифно-квалификационных характеристик». Но поскольку в их регистрации отказано, то документа этого в правовом смысле не существует и в суде на него ссылаться нельзя. Суд просто не примет к рассмотрению такое дело.
Тем не менее «Тарифно-квалификационные характеристики» продолжают применяться на практике. Министерство, зная, что это применение незаконно, публикует в сборнике нормативных актов по аттестации учителей и «Тарифно-квалификационные характеристики» со стыдливой сноской на письмо Министерства юстиции. Как расценить эту позицию ведомства? Может быть, это и есть настоящее отношение министерства к учителям, о повышении статуса которых оно так печется?
Но этим дело не ограничивается. Бог с ним, со статусом. А собственно учитель – это кто?
Оказывается, и на этот вопрос должны дать ответ «Тарифно-квалификационные характеристики»: осуществляешь обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета? Соблюдаешь права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка? Обеспечиваешь охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса? Имеешь соответствующее образование? Тогда ты – учитель.
Но «Тарифно-квалификационные характеристики» не действуют...
Можно детальнейшим образом прописать порядок аттестации на должность учителя. И когда человек выполнит контрольные задания, напишет реферат, соберет справки – заявить ему: теперь ты – ... кто? Пока ТКХ не зарегистрированы, учитель – величина неизвестная.

…Если спросить, кто такой учитель, каждый ответит по-своему. Это призвание, скажут одни. Нет, это долг, возразят другие. Труд и любовь к своей профессии, ответят третьи. Но невозможно было представить, что учитель может оказаться никем. В самом простом, обыденном смысле...

По закону Министерство образования обязано согласовывать «Тарифно-квалификационные характеристики» с профсоюзом. А профсоюз – бить в набат, если они не приняты.
…Ведомство подписывает с профсоюзом производное от названного документа Тарифное соглашение и долго спорит о порядке аттестации педагогических работников. Вопрос, на кого их собираются аттестовывать, не поднимается.
Целая отрасль живет фактически вне закона. И никакими постановлениями на местах проблемы не решить – все эти вопросы находятся в исключительной компетенции Российской Федерации в лице органов власти и органов управления образованием (согласно статьям 28, 30 Закона «Об образовании»). И пока указанные органы не озаботятся зарегистрировать «Тарифно-квалификационные характеристики», учителя не будут занимать никаких должностей, не будут нести никакой ответственности, зарплата им будет начисляться по чиновному волению, а проработанные годы – включаться в трудовой стаж не по закону. Просто так, в качестве уступки.
Ведь власть любит своих учителей. Без всяких правовых формальностей...

Продолжение темы читайте в газете "Библиотека в школе" N 4/2002 г.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



TopList