Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Управление школой: контроль или поддержка?

Адамский Александр

Образование, похоже, уже не прочь сделать частью национальной идеологии

Наверное, все забыли историю и не помнят, что в неспокойное время слово «национальное» лучше обходить стороной

Бывает так: заболеет соседский ребенок, ты встревожишься, подумаешь: «Хоть бы мой не подхватил». А потом и соседский выздоровеет, и с твоим ничего страшного не произойдет. А бывает, что заболеет мальчик в доме напротив, потом девочка в доме рядом, а потом еще и еще, так вся деревня заразится, и уже ничем не спасешь детей – эпидемия. Так бывает не только с заболеваниями, так бывает и с человеческим сознанием.
 …Судя по всему, политика в области образования перестает быть вопросом образования и очень быстро и глубоко опускается до уровня уже привычных политических дискуссий. Эти дискуссии, в отличие от педагогических, научных, по сути своей бессодержательные, потому что все, что говорится – говорится человеком, принадлежащим той или иной ветви политического дерева. Одни нападают, другие защищаются.
Но давно известно, что язык не нейтрален. Это неправда, что если сто раз говорить «халва», то во рту сладко не станет. Вернее, это, может быть, и правда относительно «халвы». А вот если твердить без умолку «национальная безопасность», «национальная доктрина», «национальное образование», то это как в русской народной сказке: – Не пей, Иванушка, из ручья, козленочком станешь.
…Если ажиотаж «национализации» политики в области образования не прекратится, то вполне возможно, что первого сентября директор школы скажет своим ученикам:
– Тот, кто плохо учится, тот подрывает нашу с вами национальную безопасность.
И добавит в сторону учителей:
– А тот, кто плохо учит, тот враг народа.
И заглянет в национальную доктрину – не перепутал ли чего.

№ 69, 1998

Рейтинг@Mail.ru