Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Поликарпова Дарья

ЕГЭ: теперь и в вузе?

Образовательный контроль, похоже, вышел за рамки здравого смысла

В конце мая Рособрнадзор, чтобы избежать коррупции и повысить объективность оценки знаний студентов, предложил проводить экзамены по принципу ЕГЭ и в вузах. То есть, хорошо бы не только госэкзамены, но и сессию студенты сдавали независимым экспертам.
– Знания студентов оценивают те же преподаватели, которые их обучали, поэтому итоговая оценка не всегда оказывается объективной, – заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.


Похоже, идея ужесточения всего и вся уже вырвалась за пределы здравого смысла.
Известно: только 10% студентов учатся, чтобы освоить профессию. Для остальных вузы – социализация, которая тоже нужна. Второе: студенты разные бывают, некоторые живут и учатся по-своему, для себя.
Но нет. Камеры видеонаблюдения, рамки металлоискателей, «пляшущие фигурки» и секретные эстафеты. Государство проводит очередную спецоперацию.
В какой еще стране первые лица контролируют выпускные в школе? У нас сначала президент собственноручно отменил показатель «средний балл по ЕГЭ» из отчета губернаторов, потом премьер высказался за то, чтобы губернаторы взяли проведение ЕГЭ под контроль.
Потому что все – от мала до велика – под подозрением. Украдут, продадут, сфальсифицируют и глазом не моргнут. А Рособрнадзор ради объективной картины знаний жизни не пожалеет.
Сколько вся эта «объективность» стоит в миллионах или «ярдах», нам не говорят, хотя каждый гражданин РФ через государство финансирует образование. Зато каждый может заглянуть внутрь этой драгоценной коробочки и убедиться: там пусто. Там лежит ноль смысла.
В этом году эксперты, идущие на проверку части «С», проходят металлоискатели, сдают телефоны, сумки, шпаргалки и в течение часа инструктируются на тему «нельзя».
Потом они проверяют, соображаясь с полученными указаниями.
Мало баллов лучше не давать – вдруг апелляция. Она и так-то нежелательна, а в этом году будет очень строгая. Много баллов – еще хуже: «Все лучшие работы перепроверит прокуратура», – сказали. Если такие намерения появятся – идти советоваться со старшим.
А старший плохого не посоветует: «Ну что вы, какой тут ноль; ну зря ребенок взялся за биографию Пастернака – все наврал; да и дуб из «Войны и мира» ни к чему, но ведь тема – природа у Пастернака, а тут слово «природа» встречается целых четыре раза! Один-то балл дайте».
В общем, если у ребенка не пустое место, балл ему обеспечен. А по результату – из 25 проверенных работ приличных две, со смыслом, знанием и речью. В целом же – страшно. И один вопрос: зачем все это?
В подавляющем большинстве – ни знаний, ни речи, ни мысли. Но эту правду сказать не разрешают, рисуются какие-то баллы, чтобы была какая-то статистика, чтобы экзамен жил. Он и живет. А дети довольствуются общим трепом, как их научили социальные сети. Школа – она что, никого больше не интересует?

Рейтинг@Mail.ru