Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ, ЧЕМУ Я НАУЧИЛ. УЧИТЕЛЯ ПОДВОДЯТ ИТОГИ РАБОТЫ


Галанжина Елена

Урок-блог

Даже если в процессе учения что-то вдруг начинает идти не так – это не воспринимается детьми как нерешаемая проблема. Другая среда, другой ход мысли

В течение года каждый учитель освоил что-то новое для себя, а освоив – обрадовался: работает! И дело, конечно, не в самом инструменте, а в тех изменениях, которые учитель воспринимает как позитивные: детям стало интереснее учиться. Спасибо, что вы делитесь с нами этой радостью. 

Чему улыбнулся Туман Дурманыч?

При помощи блога класса можно сделать учебное занятие интересным, современным и результативным. Все началось с подготовки к первому дню в школе. Для маленьких ребят это стрессовое переживание, ведь начинается новый этап жизни. И я задумалась: как бы рассказать детям о школьной жизни, чтобы снизить уровень тревожности, без напряжения? Может быть, в сказочной форме? И с помощью блога? 
Для начала я завела блог класса и придумала сказку. В моей истории жили сказочные герои Фонарик, Светлячок с друзьями, а также Туман Дурманыч. В сказочном мире начались учебные будни. Светлячок, Мотылек и Сверчок собирали в школу вещи: один вечером быстро и четко собрал всё, второй утром наспех собрался, третий очень тщательно подошел к делу, составил план, но положил в портфель игрушки, бутерброд, забыв про учебники, а Туман Дурманыч улыбнулся, увидев это. Он любил, когда кто-нибудь ошибался. Дома ребята вместе с родителями прочитали историю в блоге, а в школе мы обсуждали, кто правильно собирал портфель и почему Туман Дурманыч улыбнулся. Получился ненавязчивый разговор, касающийся условно-сказочной ситуации, но проясняющий важные вещи. 
Потом я стала выкладывать в блоге информацию о классной жизни, в том числе удачные работы, фотографии поделок. 
Однажды я предложила ребятам нарисовать кривые линии – любые, какие им подскажет фантазия. Каждый нарисовал свою, потом мы превратили эти загогулины в цветные пятна. Когда рисунки были готовы, мы начали размышлять, чем они могли бы быть. Истории о цветных пятнах – кляксичах стали пробовать записывать на компьютере. Писать многие еще не умели, ребята помогали друг другу в поиске нужных букв, процесс оказался веселым и увлекательным. У одного мальчика получился рассказ про мешок, в котором лежит человек и пытается из него выбраться, у другого – про Львенка, Который Тут Играет. Была история про волшебный диван, на котором нужно посидеть, чтобы исполнились желания. Уже в октябре мы могли записывать истории и разыгрывать их по ролям.

Урок наоборот

Применить блог на уроке я попыталась на занятии по предмету «Окружающий мир», тема – «Кустарники леса». Я работала тогда с учебником Н.Ф.Виноградовой, она рекомендовала составить с детьми паспорт растения. Паспорт так паспорт. В классном блоге (http://1rostok.blogspot.ru) появились специальные странички с заданиями. Среди очевидных пунктов «паспорта» (название растения, место проживания, родина, характеристики, особые приметы) был пункт «растение в искусстве». Мне хотелось, чтобы включилось и образное мышление. Ведь когда человек переживает информацию, то понятия (понятийные образы) лучше закрепляются в его сознании. 
Получился необычный урок. Он шел словно сам по себе, ребята все сделали сами. И как много сделали! Дети не только создали «паспорта» кустарников, но и представили изучаемое растение одноклассникам при помощи песен, сказок и мультфильмов. Кустарники леса они распознавали превосходно! А главное – всем понравилось: «Когда у нас еще будет блог-урок?»

Шаг к Google-документам

Когда я начала анализировать первый урок с использованием блога, возникло ощущение, что в нем чего-то не хватает. Ребята представили собранную в интернете и книгах информацию – и что? Какие навыки при этом освоили? Какие способности у них развивались в процессе этой работы? Удалось ли мне встроить инструменты формирующего оценивания, рефлексии? Могу ли я измерить запланированные результаты, предметные и универсальные учебные действия? 
В следующий раз я решила внести в урок-блог новые элементы. При сборе информации ребята стали работать с таблицами, линеечками роста, листами оценивания. Дети объединялись в группы, договаривались о распределении ролей. Все это нужно было для того, чтобы к выводам ребята пришли сами, чтобы в конце урока у детей выстраивалась целостная картина изучаемого объекта. Все получилось, и у меня словно выросли крылья. Я стала использовать в классном блоге Google-документы, главное преимущество которых – возможность коллективной работы. А еще автоматическое сохранение сведений, материалы можно сразу проецировать на экран и видеть результаты общей работы. Кроме того, в текстах можно создавать гиперссылки для перехода на другие интернет-ресурсы. В общем, удобный инструмент.

Провокационный блог-урок

Как-то при подготовке к уроку я забыла предоставить доступ к просмотру и редактированию документа. И вот начинается урок, я пишу на доске основополагающий вопрос и говорю: «Сегодня мы работаем в группах по четыре человека. Прочитайте вопрос и найдите в течение двадцати минут ответ на него. Напоминаю, что информацию можно добывать из любых источников». Закончила говорить, смотрю: ученики вошли в классный блог, работа пошла. Подхожу к одной группе, наблюдаю – заходят через свои аккаунты. Зачем, думаю, они это делают? «А так документ попросил», – отвечают. Ладно, может какой сбой. К другим подхожу – у них ссылки не работают. Тут я начинаю понимать, что я доступ не открыла! Подхожу к третьей группе: ребята вводят вопрос в строке браузера поисковика, ни на что не жалуются, ко мне не обращаются. Вижу, что моя ошибка является провокацией самостоятельного действия: дети должны найти выход из ситуации. Они привыкли, что я для них нахожу нужные источники информации, готовлю ссылки, а ведь в жизни всякое случается. И они справлялись!
В одной группе, например, слышу: «Давайте вспоминать, кто что знает об этом…» Молодцы, опираются на опыт. Иду к группе, где сидят не самые сильные ученики. Один мальчишка предлагает другому: «Может, в учебник посмотрим?» А читают-то еле-еле! Но открывают книгу, находят нужную страницу. «Ой! А тут же все написано!»
В это же время в одной из групп четыре девочки (учатся отлично!) все еще пытаются открывать «заупрямившиеся» ссылки. Я им советую посмотреть, что делают одноклассники в других группах. Но нет, «шпиона» они не засылают, ничего в своей тактике не меняют, продолжают бить по неработающим ссылкам. Между тем «слабые» ученики уже со всеми заданиями справились! Они поднимаются с мест и отправляются учить других: «Откройте вот здесь, почитайте вот здесь...» Вот это да!
…И вот скажите: могла у меня эта ситуация возникнуть, если бы я вела урок, как обычно? Нет, конечно, Не бывает такого, что дети открывают учебник, а там пустые страницы. А в блоге бывает! И поскольку для детей притягательна сама возможность работы с компьютером, их не так сложно вовлечь в процесс обучения, идущего в блоговой среде. И даже если в процессе учения что-то вдруг начинает идти не так – это не воспринимается детьми как нерешаемая проблема. Другая среда, другой ход мысли.

Рейтинг@Mail.ru