Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

«Встроенное» повышение квалификации: что это такое?

Американские учителя тоже не жалуют официальную переподготовку...

Один из трендов в образовании – непредзаданность движения к результату. Можно так, а можно по-другому. Была бы готовность ответить, почему вы решили пойти этим путем.Например, повышение квалификации: набор разных практик нам не помешал бы. Но мы привыкли к предзаданности; индивидуальной мотивацией пренебрегаем. А бывает иначе?

Учителю виднее, как и чему учиться

На днях директор Департамента образовательных программ Института образования Высшей школы экономики Александр Сидоркин рассказал о своем опыте работы в системе образования США. В частности, о том, как возникают и работают профессионально-учебные сообщества в школах. Он ввел понятие «встроенного» повышения квалификации. По сути, это внутришкольные курсы. Люди учатся тому, что полезно в текущей работе, а не тому, что им не интересно, но «надо обязательно», как в традиционной модели. Пример 1. Группа учителей параллели совместно разрабатывает промежуточные измерительные инструменты (тесты и задания). Содержание встреч – анализ результатов и выработка стратегии. 
Допустим, учителя четвертых классов каждую неделю встречаются по поводу результатов чтения детей. Вот список детей, читающих в норме, вот выше, вот ниже. Про проблемы каждого учителя говорят. Имена детей прикреплены на стенде, стикеры каждый раз перемещаются – что-то происходит в результате обмена идеями и техниками. В группе выясняют, где и что можно найти по теме, у кого спросить, к кому сходить, кого пригласить. Идет профессиональное развитие в группе, результаты которого у всех на глазах. 
Пример 2. Школа приобрела планшеты для каждого ученика. Создается инициативная группа, она ставит задачи обучения учителей на год: собираемся на 30 минут каждую неделю. 
Пример 3. Учителя-предметники объединились для большого межпредметного проекта, который заканчивается либо праздником, либо ярмаркой, либо публикацией по результатам, либо всем сразу. Чтобы развивать ситуацию, им надо регулярно собираться и совместно продвигать проект. Чем не форма профессионального развития? 
Пример 4. Представитель издательства помогает группе учителей осмыслить учебный план для работы с новым средством обучения, например учебником. Это тоже регулярные встречи в определенном временном интервале, и они также достойны называться повышением квалификации. 
Преимущества «встроенной» модели перед традиционной очевидны. Создается компания, идет интеллектуальный обмен между значимыми людьми, всем понятен контекст работы, возникает взаимоподдержка. Для молодых учителей работа в таких проектах особенно благотворна: как мыслит опытный учитель, из каких ценностей исходит, откуда черпает силу? Наконец главное: результат у всех на виду. Так было, так стало. Проект закончен.

Формально – пользы ноль

Но есть у этой модели и существенный недостаток. В отличие от традиционных курсов, где выдают официальный документ, тут вы не получаете ничего. Поэтому в американских школах тех, кто записывается на такие проекты, поощряют. Платят. Или премируют наградными поездками. Или дарят что-то из оргтехники. Потому что официальные курсы повышения квалификации завалены «мусором»: от учителя требуется то, требуется это, такая программа, другая. Но от подобных разговоров нет роста. Нет роста – нет учителя. 
Как же «встроенному» повышению квалификации стать легитимным? Большая проблема. Все боятся вранья и жульничества, уровень недоверия довольно высокий. Но в Америке учителя уже стали отказываться от лекций местных профессоров: они бесполезны. К тому же в игру вошли издательства и всеми правдами и неправдами впихивают свою продукцию – а ведь всегда есть программа. Несмотря на то что отсидеть лекцию проще, чем делать проект или иметь дело с экспертом из госучреждения, который удостоверяет учительский проект на местах, официальную переподготовку американские учителя не жалуют.

Решать самим

Та же картина, что у нас: институция ПК работает сама на себя, и школа тоже должна на нее работать. Но в отличие от нас американские учителя говорят этому «нет». Школы ищут пути финансирования и организации повышения квалификации по своим критериям. Например, есть опыт приглашения в школьную группу представителя организации ПК; или создание баз данных «встроенных» курсов – полезно знать, где и какие проблемы уже решались. 
Есть в этой теме и еще один нюанс: в США школьные профсоюзы строго следят за тем, чтобы учителя не перерабатывали. Там вам не дадут заседать в школе до ночи – нельзя задержаться и на час. Время учителя принято ценить.
Тем не менее Александр Сидоркин говорил: 
– Проблемы учителей там и здесь очень похожи. Во всех странах требования ориентированы на талантливого сильного учителя, но всюду таких меньшинство. Всюду это массовая профессия, которая становится все менее харизматичной, более технологичной и дробной. Всем учителям надо приобретать ремесло, овладевать культурой оценивания и другими узкоспециальными навыками. Профессия усложняется еще и тем, что всюду раздут надзор за системой образования. Понятно: это самая крупная индустрия в любой стране. 
Но только сами учителя могут повлиять на то, чтобы этот надзор был человеческим. Индивидуальная мотивация и решения, принятые на ее основе, – это единственное, что сегодня работает в образовании.

 

Рейтинг@Mail.ru