Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Для начала прислали в дар патриотические книжки...

Образование Крыма в ожидании перемен

Свежая тема – выпускники школ Крыма. Их немного, всего 1% от общего числа российских выпускников. Уже готовы поправки в правила приема в вузы, согласно которым им можно не сдавать ЕГЭ, а проходить собеседование и держать один письменный экзамен, назначенный вузом. Не факт, что крымские абитуриенты ринутся в лучшие вузы России. Выгодно учиться и в Крыму – стипендия больше, и за рубежом – перспективы шире; и в Украине, куда им не закрыта дорога. Не будем гадать, выбор – дело личное. Куда важнее судьба крымских школ и педагогов – как приживутся там выращенные здесь реформы?
Нам пришло письмо от учителя из Симферополя:
«Перемены в образовании Крыма неизбежно произойдут – финансовые и идеологические, – они уже начались. Для начала из России нам в дар прислали патриотические книжки – для мобилизации сознания. Но все ждут другого – российских зарплат. Они у нас в два с половиной раза ниже, а скачок цен уже произошел, на глазах все стремительно дорожает.
Второе. Школы заканчивают учебный год по тем программам, которые были, дальше надо перестраиваться на планы российской школы. Мы же русскую историю и литературу изучали в рамках предметов мировая история и мировая культура. И в целом украинская система образования отличается от российской.
У нас долгое время государство в образование практически не вкладывалось, зато школе активно помогала общественность, проявляли заботу родители. В нашем городе, например, десять частных школ, есть частные детские сады – это очень интересные учреждения, разные, со своими концепциями и нестандартными программами. Также много небольших уютных государственных школ, пусть и небогатых. Но что их ждет? Нормативно-подушевое финансирование, оптимизация, централизация? Полная стандартизация?
Боюсь, в том, что государство нами не занималось, больше плюсов, чем минусов. Ведь оно нас и не трогало. Теперь нам централизованно назначат учебник, один, который механически переведут на крымско-татарский и украинский для национальных школ и классов, и все будут по нему учиться и отвечать. Жесткий такой каркас. Забор регулирования. А пока у нас есть экспериментальные школы и нестандартные программы, это очень важно. И отсюда некоторый страх перед реформами на российский лад: деньги за учеником, деньги за результат, деньги за отчеты и папки с документами. Мы не боимся работы, мы работаем, недавно в городе была комиссия из Москвы, она признала наши программы по русскому языку превосходными. Другое дело – разрешат ли нам теперь по ним работать местные чиновники? Придет мнимое равенство (единообразие), наложат ограничения, творческие педагоги получат по рукам и уйдут?»
…Кто знает. Другое время, другое место, другие люди – быть может, каток образовательных реформ пройдет по Крыму мягче?
 

Рейтинг@Mail.ru