Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Чканикова Александра

Учительское призвание отменяется?

Что принесут в школу система эффективного контракта и другие новшества, обсудили в ВШЭ

Вначале апреля в Высшей школе экономики прошла XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества». Наше внимание привлекла секция «Развитие образования». В круге тем – обновление педагогических кадров, развитие педагогического образования и, конечно, суть профессии «учитель». 

Учить всех одному и тому же бессмысленно?

На «круглом столе», посвященном обновлению педагогических кадров, Виктор Болотов, научный руководитель Центра оценки качества НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, ввел собравшихся в курс дела:
– На комплексную программу обновления педагогических кадров поступил официальный заказ от государства, программа написана. В ней собрано все: профстандарт педагога, педагогическое образование, эффективный контракт, повышение престижа профессии…
Однако тут же были высказаны сомнения в целесообразности единых целей.
– Я за диверсификацию системы подготовки педагогов, – заявил Александр Сидоркин. – России не нужна общая школа подготовки педагогов, нужно много разных школ… А такие «сильные» ходы имеют на местах разрушительные эффекты.
В то же время общественный заказ на новые ФГОС педагогического образования существует. Ефим Рачевский, директор Центра образования № 548 «Царицыно», назвал «стандартные» качества нового педагога: знание предмета, высокий уровень общей культуры, выдающиеся коммуникативные навыки, знания в области конфликтологии и искусства ведения переговоров, способность видеть спонтанную учебную ситуацию и поддержать инициативу ребенка.
Не поспоришь – но как этому научить? Кстати: как учат сейчас?
– Давайте четко видеть, что делаем, для кого и как, – говорил ректор МПГУ Алексей Семенов. – Сейчас у нас честные, квалифицированные профессора читают в педвузах лекции на интересные темы. Студенты их совершенно не воспринимают. Профессора парируют: уж таких мы получили студентов, так их школа подготовила.
Далее – педпрактика. К тому моменту, когда им предлагают практику, толковые студенты уже работают вовсю. Приходится выкраивать время, чтобы пройти обязательную практику – какая уж тут польза? Психолого-педагогический компонент образования большинство воспринимают как что-то лишнее и совершенно ненужное. В итоге, при пересчете на эффект, педагога-бакалавра можно выучить за год.
– Педагогические вузы игнорируют ФГОС общего образования, не выказывают никакой реакции на происходящие события, – добавил Виктор Болотов.
То есть – нужно полное погружение в реальные учебные ситуации и как можно больше школьной программы?
Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская:
– Поскольку в «Шанинке» по магистерским программам учатся в основном люди с опытом работы, мы сделали упор на новшества, например, в программе управления дошкольным образованием. Мы думали, что воспитателям детских садов и учителям начальных классов понравятся интерактивные формы работы, но им это показалось по меньшей мере странным, неудобным. Тем не менее российскому педагогическому образованию просто необходимо обновлять репертуар методик. В частности, управление группой и основы конфликтологии – дисциплины, которые должны быть преподаны каждому, кто имеет отношение к педагогике.
Ефим Рачевский заметил:
– Потеря интереса к профессии «учитель» – предвестник экономического кризиса. Когда школьные учителя начинают вновь проситься на остров стабильности, надо думать о том, чтобы стабильность была, а вот принципы подготовки кадров должны быть подвижными.

На кого учим: на учителя или специалиста широкого профиля?

По ходу конференции выяснялось, что «в товарищах согласья нет». Так, ректор МГПУ Игорь Реморенко предложил посмотреть на педагогические вузы с новой точки зрения:
– Вызов педагогическому образованию?– широта внешнего заказа. Мы готовим кадры не только для школ: ГИБДД, ЖКХ, парки, музеи, библиотеки, учреждения социальной защиты и даже банки! Почему? Потому что педагоги обладают двумя важнейшими навыками – умением разбираться в сложных знаковых системах и умением быстро передать эти знания другим. Таковы ожидания общества от педвузов.
По мнению Реморенко, стоит четче определить объект преобразования – вузы, программы, студенты, а может быть, ничего из перечисленного? Быть может, мы просто не того ждем от наших программ?
– Министерская управленческая линия заставляет задуматься: действительно ли в школе студент может освоить необходимые для себя навыки? Например, коммуникативные навыки, командная работа и кооперация – компетентности, которые нельзя приобрести во время педпрактики в школе. Почти все московские учителя сейчас имеют базовое педагогическое образование, но в последние годы все больше и больше людей приходят в школу из других отраслей.
– Я уже три года делаю из выпускника МИФИ учителя физики, – добавил Ефим Рачевский, – трудно, но знаете, получается, и это того стоит. Иначе приходится постоянно искать специалистов, которые рассказали бы учителям физики о современной физике, научили бы работать с новой техникой. Наши выпускники педвузов этого не умеют.
Главный редактор журнала «Педагогика» Руслан Бозиев высказал опасение: не размываем ли мы педагогическое образование? Все же педагогов необходимо учить так, как нужно школам. Сейчас велик запрос на дошкольное образование: родители ищут умных выпускниц педагогических вузов, чтобы они учили их детей. Перевод педагогических колледжей Москвы на платную основу – интересный эксперимент, но впоследствии выпускницы-участницы эксперимента работали маркетологами, промоутерами, нянями и гувернантками, а не учителями. Две трети нынешних педагогов имеют в прошлом нешкольную деятельность. Игорь Реморенко уверен: «просто школа» – это миф, у школы есть директор, работодатель, есть заказчики – государство и родители. Все – разные.
– Мы спрашивали людей, что нужно им от школы, – продолжал Реморенко, – общего идеального образа школы нет, есть много разных деталей. И большинство ответов отсылает к положительному советскому опыту. И разве не всегда было так – выпускники педвузов где только не работали.
В Китае, например, всех студентов педвуза учат базовым вещам: как растет человек и как учить других чему-либо. Там дети тоже не являются работодателями учителей, но все же…

Сделал дело – гуляй смело?

Про эффективный контракт: мало кто понимает, что имели в виду авторы идеи. На эту тему высказался директор Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Михаил Алашкевич:
– Под эффективным контрактом стоит понимать не простой перечень обязанностей сторон, а набор услуг, которые получат от педагога ученики и родители.
В сфере здравоохранения уже столкнулись с тем, что врачи существенный рост зарплат воспринимают как должное, а на предложение работать лучше отвечают: как – лучше, мы и так делаем все, что можем. Но эффективный контракт – это не естественное признание успехов работника.
– Я за то, чтобы платить хорошие деньги только тем, кто что-то меняет в своей работе, – заявляет Алашкевич, – но это уже решают на местах.
Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, подходя к образованию с экономической точки зрения, сообщила, что добавленная стоимость российского образования продолжает быть отрицательной.
– Образование – единственная сфера, не оправившаяся после кризиса 2008 года. Ежегодно мы теряем квалифицированные педагогические кадры. За прошедшие пять лет – сорок тысяч потерянных специалистов. В дошкольном образовании значительное сокращение кадров, и это при том, что новые детские сады растут как грибы. Вузы тоже оказываются в минусе. Ситуация никак не исправляется, потому что идея эффективного контракта с трудом входит в сознание.
Контракт – это не про «призвание на всю жизнь», а договор на время и на взаимовыгодных условиях. Сделал–ушел. То есть на смену институциональным отношениям приходит фактор зарплаты, и под это подвернуты все рычаги управления и принятия административных решений.
– Мы раньше так никогда не жили, это кардинальная ломка имеющегося уклада, изменение организационной культуры в образовании. Нужно обеспечить плавный вход в него. В педагогическом образовании нужны программы, которые встроят в карьеру человека новые условия, – говорила Ирина Абанкина.
Представители РАО ее поддержали: мол, в бизнес-структурах иначе и быть не может.

Учитель сам знает, как решать проблемы?

На секциях конференции были озвучены результаты различных практических исследований. Татьяна Хавенсон и Алексей Захаров из ВШЭ, опираясь на результаты международных мониторингов TIMSS и PIRLS, проследили связь между характеристиками учителей и учебными достижениями учащихся.
Повышают успехи учащихся очевидные факторы: наличие у педагога диплома учителя, высшее образование, наличие первой квалификационной категории.
Высокий уровень в PIRLS зависит от того, как часто учителя читают методическую литературу, а также от общего культурного капитала педагога. Заметим: как слишком низкий, так и слишком высокий культурный капитал негативно влияет на успехи учеников. Наиболее эффективны «середнячки».
Что же снижает успехи учеников? Прежде всего – новый учитель. Если педагог работает с классом меньше одного года, то результаты мониторингов значительно снижаются. Кроме того, исследователи еще раз подчеркнули, что в России результаты TIMSS имеют отличительную особенность: чем больше типовых задач решают ученики на уроке, тем выше их результаты. А вот использование передовых методик, практические задачи и кейсы существенно снижают результат. В чем дело? Исследователи объясняют: лучше всего у учителя получается то, что он умеет. Низкий опыт наших учителей в решении практических задач вызывает у них ощущение пустой траты времени, эта деятельность пока их не увлекает. В то время как на секции, посвященной образовательной миграции, китайская исследовательница Ли Фанг рассказала о том, как дети мигрантов адаптируются в больших городах, расположенных на юго-восточном побережье Китая. В Шанхае и Гонконге есть школы, где учатся до ста процентов детей, приехавших из деревни. Исследование показало, что в адаптации детей в школе ключевую роль играют не семьи, а именно учителя. Хорошие отношения с учителем дают ребенку большую надежду и самоуважение, помогают интегрироваться в обществе мегаполиса. Особенно личность учителя влияет на мальчиков.
На вопрос, как государство контролирует уровень профессионализма педагогов, Ли Фанг отвечает: ничего специального, никакого особенного контроля. Просто учителя сами находятся в дискомфортном положении: есть дети мигрантов, и это неуютно, сама ситуация требует отдачи и труда. Они стараются понимать детей и делятся с ними душевным теплом.

Рейтинг@Mail.ru