Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

С.Г.Воровщиков, Д.В.Третьянченко, Е.В.Орлова
Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития 
М.: Перспектива, 2014

Универсальные учебные действия — наиболее непонятная для многих педагогов часть новых стандартов. Начать с того, что многие норовят назвать их «умениями». Авторы приводят по этому случаю историю классификаций в этой сфере.
Разобравшись в этом непростом предмете, можно приступить к продумыванию метапредметной образовательной программы. Авторы готовы объяснить, как это делается, с учетом теоретических и бюрократических вопросов: как она соотносится с учебным планом и программой развития, из каких частей состоит (идеологической, содержательной и технологической).
Берясь за достижение этой части стандарта, педагог не может не задумываться о способах оценки результатов, об управлении качеством. Потому что эта процедура зачастую определяет весь процесс. Описание длинное, подробное и обстоятельное. Но еще более детально описана «технология внутришкольного управления формированием и развитием общеучебных умений учащихся». Одним словом, система организации, контроля, управления расписана подробно, по уровням, процедурам, операциям... Если учителя еще откуда-нибудь узнают, как выглядят универсальные учебные действия и каким именно образом они прирастают к ребенку, то можно будет начинать управлять.

М.А.Зажигина
Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают
М.: Генезис, 2013

Автор, детский психолог, начала писать эту книгу, основываясь на опыте работы с дошкольниками и их родителями. Самые актуальные, часто встречающиеся вопросы определили тематику: капризы, ревность, застенчивость, жадность, трудности, связанные с детским садом... Помимо «коллекции» вопросов, собралась изрядная подборка родительских ошибок.
Чтобы новые поколения родителей не повторяли их, каждая глава включает в себя описание причин, приводящих к возникновению проблемы; ошибочных действий родителей; неблагоприятных внешних условий, усугубляющих ситуацию; возможных последствий; способов преодоления возникших проблем; предполагаемых сроков исправления ситуации. Каждая глава насыщена описаниями проблемных случаев.
Очень важно понимать, в какой системе координат действие родителей считается ошибочным и исходя из какого подхода следует исправлять ситуацию. Автор предлагает не пресекать эффективными методами нежелательное поведение, а понять, что заставляет ребенка проявлять агрессию или капризничать: «Давайте разберемся, что же происходит со взрослеющим ребенком. Понимание поведения ребенка, определение смысла его поступков лежат в основе всего процесса воспитания».
Например, с капризами дело обстоит так: постепенно отделяясь от матери, ребенок замечает, что криком и слезами можно получить желаемое. Но мир устроен так, что получить все и немедленно невозможно, надо учиться терпеть. Первый кризис взросления ребенка связан с умением «справляться со своими негативными эмоциями из-за того, что он не может осуществить свое желание». Не зная этого и не умея найти соотношение между вседозволенностью и избыточной жесткостью, родители ударяются в крайности, действуя под настроение. Что делать? Сесть и «решить, когда и на чем настаивать». Запреты, разрешения и ограничения можно символизировать сигналами светофора. Примерно так же понятно и последовательно разобраны все предложенные проблемы.

Рейтинг@Mail.ru