Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ПОИСКАХ СВОЕЙ МЕТОДИКИ


Леонтьева Татьяна, Кошкина Ольга, Кузнецова Наталья

Интегрированный урок – волшебная алхимия познания

Когда объединяются учебные возможности разных предметов, эффект такого занятия выходит далеко за временные рамки

Интегрированные уроки пока остаются образовательной экзотикой. Причин много, начиная с трудностей в планировании и подготовке или привычки учителей работать изолированно. И все же они случаются, внося в размеренный ход учебы опыт взаимодействия между взрослым и ребенком, творческого содружества между коллегами. Интегрированные занятия дают – для некоторых детей впервые – новый взгляд на многообразие жизни, на сложные и прекрасные логические связи вне пределов учебника. Такие уроки сшивают воедино мир, разъятый школьным расписанием на учебные предметы. Для их подготовки и проведения совсем не требуется привлекать какие-то особые ресурсы. Это доказывает опыт Ильинской сельской школы.

Воплощенная идея сообщества

Имея опыт проведения интегрированных уроков в течение нескольких лет во всех параллелях, мы с коллегами твердо знаем, что выстроить такое занятие могут только учителя-единомышленники, которые умеют работать в команде.
Особенно это важно вначале, когда только начинаешь осваивать этот непростой жанр. Задумав общий контур предстоящего занятия, лучше подобрать таких партнеров, которые легко общаются друг с другом, имеют точки соприкосновения, умеют слушать и слышать друг друга, могут легко подхватить идею коллеги и развить ее, обладают схожим видением педагогических целей и задач, не боятся высказать свою точку зрения, не опасаясь быть осмеянным коллегой.
К нашему счастью, мы создали такую команду благодаря не только сотрудничеству в рамках работы, но и неформальному общению, личной дружбе. Сначала нам самим было интересно общаться, вместе размышлять на разные темы, проводить праздники, а потом захотелось увлечь за собой и учеников.
Все началось с внеклассных мероприятий. Сначала был диспут о любви в 10 классе, где ребята раскрылись совершенно с новой стороны: из неразговорчивых, зажатых на уроке они вдруг стали раскрепощенными, смело высказывали свои сокровенные мысли. В этот момент они поняли, что быть откровенным и честным совсем не страшно. Потом мы проводили еще много совместных дел (уже с выходом и на другие школы), которые натолкнули на идею создания совместных интегрированных уроков.
Интересно, что в процессе подготовки у детей выстраиваются отношения внутри школы и за ее пределами. За помощью и информацией они обращаются иногда к неожиданным источникам, и мы всячески приветствуем, например, ссылку на семейный опыт. Как это произошло при подготовке к уроку, на котором мы собирались рассмотреть слово «хлеб» с разных позиций и точек зрения.
Десятиклассникам было предложено найти информацию и подготовить сообщения о составе хлеба, технологии его выпечки, об агротехнике его выращивания, в том числе в Карелии. Отрадно, что в этом им помогали даже бабушки, одна из которых оказалась хранительницей семейных традиций выпечки домашнего хлеба северных карел, а другая несколько десятилетий была руководителем полеводческой бригады совхоза «Ильинский» и сама выращивала хлебные культуры.

Познание начинается с удивления

Одна из самых привлекательных черт интегрированного урока – непредсказуемость, удивление. Ребята с нетерпением предвкушают занятие, услышав, что в нем объединятся, например, литература и... химия, с азартом гадая, где найдется точка пересечения этих областей знания. Самые удачные уроки объединяли, казалось бы, несоединимое: русский язык – литература – химия – биология – естество­знание – изобразительное искусство. Чем неожиданнее, тем интереснее, причем не только для детей, но и для нас самих.
Один из таких уроков был проведен по повести Дж. Даррелла «Говорящий сверток». Подготовку мы начали за несколько месяцев. Во-первых, трудно найти книгу (в школьной библиотеке только два экземпляра, а учеников – 23), во-вторых, текст нужно было прочитать, а объем достаточно большой. Первую проблему решили с помощью электронных библиотек и включившихся в дело родителей. Вторая (а для сельской школы это действительно проблема, потому что дети часто из социально неблагополучных семей) была решена с помощью учительского, родительского, ребячьего взаимодействия, созданной атмосферы ожидания. Наконец книга была прочитана каждым учеником!
На втором этапе мы задумали выполнить коллективный проект: диафильм по книге. Чтобы сохранить интригу, выбрали 23 ключевых эпизода (по количеству учеников), и каждый приступил к созданию собственного кадра для будущего диафильма. Нужно было создать рисунок и подобрать к нему подходящую цитату из повести. Монтировали мы сами в обстановке строгой секретности, поэтому каждый ребенок с нетерпением ожидал увидеть весь диафильм, оценить, как вписался в общую работу его кадр. Надо сказать, что сценарий урока рождался непросто. Хотелось, чтобы получился праздник, чтобы урок стал для ребят полезным, по-настоящему новым, чтобы дети поняли, что в жизни все связано. Мы искали необычные приемы и формы, придумывали интерактивные задания, создавали неожиданные ситуации. Впервые использовали для самостоятельной работы в группах инструктивные карты, где четко прописали схему действий учеников. Причем ни одного готового вывода ребята не должны были услышать от нас, а приходили к ним в ходе своих умозаключений. Мы волновались, смогут ли дети, успеют ли они (времени, как всегда, катастрофически не хватает), поэтому все этапы урока планировали очень четко. И у нас получилось.
Исследователи – первая группа – работали с материалами интернета. Ребята рассказали о мифических обитателях, представленных в книге, и сравнили с реальными живыми существами, обитателями планеты Земля. Интересный разговор получился, когда ученики сравнивали Василиска – героя повести и василиска – ящерицу. Это было для них неожиданно.
Вторая группа – изобретатели – подготовили рассказ о полезных изобретениях волшебника Ха-Ха. Помечтали, какие из них хотели бы видеть в современном мире, и решили, что мечта может стать реальностью, ведь многие фантасты писали в книгах о чем-то недостижимом, что потом становилось обыденным явлением.
Третья группа – «Мир фантастических обитателей Мифландии», работая по своей инструктивной карте, осмысляла главный закон Мифландии: «Живи и дай жить другим». В ходе размышлений ребята сделали главный вывод по уроку: «Обитатели Мифландии абсолютно разные, как и мы, люди, тоже разные. Но нужно уметь жить всем вместе, верить друг в друга, понимать друг друга, чтобы никогда не исчезнуть».

Результат, который не укладывается в отметку

Готовится занятие долго, при проведении требует большой сосредоточенности, отнимает много сил, но и педагогический результат бывает достойным. Иногда происходит просто маленькое чудо. То ли атмосфера общего увлечения действует, то ли возможность свободного высказывания и простор для размышлений, то ли азарт исследования, но дети раскрываются с совершенно неожиданной стороны.
Такое преображение произошло во время урока по Дарреллу. Пятиклассник, который был до этого академически совсем неуспешен (учителей даже одолевали сомнения, сможет ли он освоить программу), замечательно выполнил задание повышенной трудности: без всякой подготовки сравнил Василиска мифического и василиска реального. Все просто онемели, услышав его выступление: развитая речь, логика, знания из разных областей науки. Его престиж поднялся еще и потому, что никто из группы не смог справиться с заданием, а он всех выручил. Только тогда мы, учителя, поняли, что на обыкновенных уроках ему просто было скучно. Теперь и к рядовым урокам стараемся придумать для него необычные задания.
Был и еще один пример перевоплощения, когда публичное выступление на волне командной работы освободило от болезненной застенчивости юношу-старшеклассника. До этого он отвечал только письменно или один на один с учителем после уроков. К доске его и не вызывали. Но перед одним из интегрированных уроков возникла идея: он подготовит словарный диктант, подобрав термины, относящиеся к производству хлеба, прокомментирует и... продиктует их, выйдя к доске. Для него это был настоящий подвиг. И застенчивость была преодолена, потом он свободно выступал на уроках.
Иногда такой результат бывает совсем не виден стороннему наблюдателю. Но учитель чувствует даже по одной фразе: что-то важное произошло в мыслях подростка, что-то в душе изменилось. Учился у нас такой сдержанный очень парнишка, всегда особняком держался. Однажды на вопрос: «С каким животным себя ассоциируешь?» – не задумываясь ответил: «С волком». – «Почему?» – «Потому что он один ходит». Во время финала урока по «Последнему дюйму» Олдриджа он сказал только: «Теперь я понимаю, как трудно быть отцом», и было видно, что за этим действительно стоит что-то важное, какой-то шаг человеческий.
Это и правда сродни чуду: ни планировать, ни предвидеть невозможно. Но есть и вполне ожидаемые последствия. Опыт отношений, основанных на сотворчестве, не проходит даром. Младшие подростки еще долго после интегрированного урока приносят тематические коллекции, книги на близкую тему, рисунки. И, что радует больше всего, начинают писать свои тексты: рассказы, размышления.
Одно то, как дети огорчаются, услышав звонок, – лучшая награда учителям, которые проводили интегрированный урок. Почувствовав азарт поиска, спора, узнавания, ребята не хотят уходить, продолжают обсуждение, засыпают вопросами. Этот интерес сохраняется и отчасти переносится на обычные уроки. В них вплетаются новые темы, формы, опробованные на интегрированном занятии.
Радует и удивляет, когда ребята продолжают искать связи с другими науками, приходят с трудными, содержательными вопросами. Иногда приходится отвечать: «Я не знаю» – и идти вместе за консультацией к соответствующему предметнику или искать ответ в справочниках или в интернете. Одним словом, взаимодействие, сотрудничество, идеи интеграции перетекают за пределы отдельных специально организованных уроков.


Литература по теме

Л.А.Горлова. «Занимательные внеурочные мероприятия по физике». М.: ВАКО, 2010.
Л.А.Горлова. «Интегрированные уроки по физике». М.: ВАКО, 2009.
Ц.Кац. «Биофизика на уроках физики», М.: Просвещение, 1980.
В.Р.Ильченко. «Перекрестки биологии, химии, физики». М.: Просвещение, 1986.
А.В.Кленова, Л.М.Брейгер. «Биология – химия. 11 класс. Интегрированные уроки». Волгоград: Учитель, 2003.
С.С.Перли, Б.С.Перли. «Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6 класса». СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2003.
Н.В.Болотникова. «География. Интегрированные уроки. 6–10 класс». Волгоград: Учитель, 2004.
Е.Екжанова. «Основы интегрированного обучения». М.: Дрофа, 2008.
А.Я.Данилюк. «Учебный предмет как интегрированная система». М.: Педагогика, 1997.

Рейтинг@Mail.ru