Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Абитуриент, не промахнись!

Что стоит знать выпускнику, решающему, в какой вуз поступать

25марта в «РИА Новости» прошла пресс-конференция на тему «Что нужно знать абитуриенту 2014 года?». На обсуждение был представлен навигатор по российским и зарубежным вузам. Участники дискуссии выразили надежду, что навигатор поможет выпускникам правильно определиться с выбором профессии.

Особенности выбора вуза в России

В список вошли 678 госвузов и 307 филиалов, а также 99 негосударственных университетов – подробности здесь: http://ria.ru/sn_edu/20140325/1000039895.html#ixzz2wzSrumn7. Как отмечают составители навигатора, в его основе – исследования по качеству бюджетного и платного приема в госвузы РФ в 2013 году, а также собственные данные по негосударственным вузам. Но это не все учебные заведения, а лишь те, которые на момент проведения исследования опубликовали приказы о зачислении студентов на первый курс.
Вузы, для поступления в которые важны творческие испытания (консерватории, художественные и хореографические академии и т.д.), и вузы силовых ведомств, принимающие в основном выпускников профильных военных или морских училищ, в исследование не включались.
Был представлен и еще один информационный ресурс, рейтинг лучших университетов мира по направлениям подготовки QS – 2014 http://ria.ru/sn_edu/20140226/993688247.html.
Трудно не заметить различие в критериях ранжирования российских и зарубежных вузов: если в первом случае это результаты ЕГЭ в двух аспектах (средний балл зачисленных + балл самого слабого зачисленного студента ) и количество принятых на бюджет, то во втором это академическая репутация вуза, востребованность его среди работодателей, индекс цитирования преподавателей в международных научных журналах.
И в том и в другом навигаторах имеются дополнительные данные о каждом конкретном вузе: по иностранным это сведения о «возрасте» университета и о количестве обучающихся там студентов, по российским – данные о программах обу­чения (от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры, если таковые имеются), позиции в мировых топ-листах и ссылки на сайт вуза и группы в соцсетях, где можно прочитать отзывы о том или ином учебном заведении.
Важно то, что и по иностранным, и по российским вузам опубликована информация о стоимости обучения по программам бакалавриата и магистратуры.

С прицелом на будущее

Если говорить о позициях отечественных вузов в мировых рейтингах, то пока они очень низкие. Даже корифеи российского образования – такие, как МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет – занимают в рейтинге QS соответственно 120-е и 240-е места по данным 2013 года. Причем в 2005 году их места были выше, соответственно 95-е и 164-е. В то же время стоимость обучения в топовых российских вузах приближается к зарубежным расценкам: например, медицинское образование в МГУ обойдется студенту в 320 тыс. рублей в год, в Оксфорде – в 30–32 тыс. долларов, в Кембридже – 26–28 тыс. долларов в год (по программам бакалавриата).
Впрочем, приобрести самую гуманную профессию можно и за 52 тыс. рублей в год в некоем Московском государственном областном гуманитарном институте – ваш выбор.
Итак, на российском и мировом образовательных рынках море предложений. Что и как выбирать? Как считает советник генерального директора «РИА Новости» Дмитрий Гужеля, все зависит от того, как видит свое будущее абитуриент. Если он планирует работать в крупных транснациональных компаниях за рубежом или заниматься исследованиями в передовых областях науки, то в первую очередь имеет смысл рассмотреть возможность обучаться в западных университетах.
– Ранжирование вузов по востребованности среди работодателей дает представление о том, на какую специальность перспективнее поступать, а рейтинг цитируемости ученых вуза свидетельствует о научной составляющей этих университетов, – пояснил Дмитрий Гужеля.
При этом, подчеркнул он, обратить внимание на российские вузы стоит тем, кто собирается жить и работать в Российской Федерации:
– Уже неоднократно отмечалось, что выпускники западных вузов с большим трудом приспосабливаются к работе в России. За 4–5 лет обучения за рубежом происходит полный отрыв от российской среды, и это похоже на то, как люди из космоса пытаются работать в земных условиях… Не любой выпускник зарубежного вуза является грамотным специалистом и обладает какими-то уникальными знаниями, которых нет в России. Поэтому многие отечественные работодатели скептически относятся к таким ребятам. Более охотно они принимают на работу тех, кто прошел краткосрочные курсы за границей, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.

Слушаться и улыбаться?

Вообще-то критерии приема кандидатов у российских работодателей весьма строгие. Исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Алексей Каспржак привел конкретный пример того, как Банк Москвы отбирал людей на самые простые должности операторов по работе с клиентами: из 3000 претендентов остались только трое, а главным требованием к ним было умение улыбаться.
Но если говорить серьезно, то, как отмечают специалисты, работодателей интересуют не баллы ЕГЭ, с которыми абитуриент приходит в вуз, и даже не образовательные программы, по которым он учится, а то, насколько регулярно студент посещает занятия, – качество, которое свидетельствует об усидчивости и трудолюбии.
Дефицит искомых сотрудников налицо. По данным старшего аналитика рекрутингового портала Superjob.ru Дарьи Шурыгиной, рынок труда сегодня максимально открыт для молодых специалистов. Так, с февраля 2013 г. по февраль 2014 г. количество вакансий для молодых выросло на 76%. Порядка 70% компаний трудоустраивает выпускников вузов, не имеющих опыта работы.
Среди специальностей, на которые больше всего востребованы выпускники вузов и студенты, на первом месте – сектор продаж (19,5% вакансий), на втором – медицина, фармацевтика, ветеринария (15%), на третьем – банки (9,5%), далее следуют административная работа, секретариат, бухгалтерия и финансы.

По прогнозам до 2019 г. число выпускников вузов будет снижаться – от 1 млн 177 тыс. в 2010 г. до 921 тыс. в 2019 г. Это снижение некритично для работодателя, считает Дарья Шурыгина, поэтому молодым специалистам не следует расслабляться. Зарплаты, предлагаемые для этой категории граждан, ниже, чем для опытных сотрудников, но при этом работодатель готов вкладывать средства в обу­чение начинающих специалистов. Формы взаимодействия с вузами могут быть самыми разными: от организации для студентов стажировок, курсов, семинаров, деловых игр до создания базовых кафедр в университетах, которые организуют такие крупные компании, как АО РЖД, «Рос­телеком», «Яндекс» и другие.
Отсюда совет «юношам, обдумывающим житье»: при выборе вуза обратите внимание на раздел сайта, посвященный сотрудничеству вуза с работодателями. Хотя, конечно, в первую очередь при выборе специальности ориентироваться следует на свои интересы и способности.

Что выбирают выпускники

По данным навигатора, в первой десятке предпочтений абитуриентов такие специальности, как международные отношения (средний балл ЕГЭ – 82,7); лингвистика и иностранные языки (80,5); издательское дело (78,3); реклама и связи с общественностью (77,5); юриспруденция (77,5); теория искусств (77,4), журналистика и литературное творчество (76,8). В последние годы стабильным лидером является здравоохранение со средним баллом ЕГЭ 79,8. Несколько сдала свои позиции экономика, расположившись на 14-м месте рейтинга между филологией и философией со средним баллом ЕГЭ 72,1. Несмотря на заверения специалистов в повышении интереса к инженерно-техническим специальностям, средний балл ЕГЭ абитуриентов, выбирающих эти профессии, заметно ниже, чем на гуманитарные: 68,7 – на нефтегазовое дело; 66,2 – на ядерную физику и технологии; на машиностроение и вовсе 56,3. Технологии легкой промышленности завершают топ-лист: 51,9.
Известно, что государство резко ограничивает бюджетный прием на модные гуманитарные специальности: 870 мест для политологов, 136 – на издательское дело. Зато увеличивает на инженерные: 7784 места на химические и биотехнологии (средний балл ЕГЭ – 65,3); 13 609 мест на транспортные средства (57,6); 16 296 мест на сельское и рыбное хозяйство (54,4); 22 490 мест на здравоохранение (79,8).
Получается, что за исключением здравоохранения интересы государства и предпочтения выпускников расходятся. Правда, могикане инженерии – МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ – не в счет, там баллы ЕГЭ и цены за обучение конкурируют с гуманитарными. Остальные будут вынуждены заполнять бюджетные места троечниками, которым предстоит строить дороги, корабли, ракеты и обеспечивать страну продовольствием. Даже востребованная государством и предоставляющая большое количество вакансий на рынке труда сфера информационных и вычислительных технологий, на которую в 2013 г. было выделено 18 484 бюджетных места, судя по среднему баллу ЕГЭ (64,1), не так уж привлекательна для молодежи. Примечательно, что педагогическое образование и то на позицию выше: средний балл ЕГЭ – 64,2, количество бюджетных мест – около 28 тыс.

Мотивы выбора: бренд вуза, а не призвание

По мнению руководителя аналитической службы Российского союза ректоров Бориса Деревягина, главная проблема состоит в том, что будущую профессию люди выбирают, руководствуясь не собственным призванием, а тем, позволяют ли набранные баллы ЕГЭ поступить: а) на бюджет, б) в престижный вуз. Если баллов мало – то хоть куда, хоть на какую специальность, лишь бы не остаться неохваченным. Это выглядит странно в глазах зарубежных сверстников: там в вузы поступают не сразу по окончании школы, а лет в 22–25, после путешествий по другим странам и работы в разных местах, что обеспечивает более осознанный выбор.
И отечественные исследования свидетельствуют: разочарования у многих начинаются после третьей сессии, когда вводится специализация. Так, у поступающих по результатам ЕГЭ на втором курсе падает успеваемость в связи с уменьшением интереса к учебе, в то время как у поступивших по результатам олимпиад успеваемость стабильно растет.
Однако в этом году, напомнил Борис Деревягин, поступить призерам и победителям олимпиад будет сложнее, поскольку по новым правилам им придется предъявить результаты ЕГЭ по профильному предмету (не ниже 65 баллов). Также он подверг критике и введение квот (не менее 10% от числа бюджетных мест) для инвалидов и сирот. По мнению аналитика, многие вузы, испытывающие недобор абитуриентов, превысят эту квоту, что приведет к увеличению числа слабо успевающих студентов. Положительный пример – МГУ, который уже много лет проводит олимпиаду «Талант преодоления», по результатам которой отбирает абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. …Как бы то ни было, но приходит пора говорить нашим выпускникам «В добрый путь!». Вопрос – с какой интонацией…

Статья опубликована при поддержке портала Edunews, который будет особенно интересен и полезен старшеклассникам и их родителям, а также всем тем, кто еще ищет свой путь в жизни и выбирает профессию. На сайте edunews.ru собрана самая полная информация практически обо всех высших и средних учебных заведениях не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других городов России. Стоит отметить, что не всегда название вуза дает полное представление о том, каких специалистов в нем готовят. Так, многие педагогические вузы Москвы готовят не только учителей, но и специалистов в области экономики и управления, а стать правоведом можно, закончив не только юридический институт. Поэтому в поиске учебного заведения не ограничивайтесь изучением информации о вузах и колледжах только в одном разделе сайта. Желаем удачи!

Рейтинг@Mail.ru