Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Пять обязательств министерства: цифры сходятся, проблемы остаются

Ведомство отчиталось о работе за минувший год

18 марта в Минобрнауки состоялась коллегия, посвященная подведению итогов работы ведомства в 2013 году и планам на ближайший период. Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, открывшая заседание, оценила результаты работы министерства как «абсолютно позитивные».

Пять обязательств, но пятерка не по всем

Приоритеты – их в 2013 году было пять – названы министром Ливановым, и он по ним отчитался. Повышение зарплат педработников всех уровней образования. Данные статистики темпов роста высоки, как никогда. Расходы на образование в 2013 году составили три триллиона рублей. Хотя – оговорился министр – цель не увеличение зарплат, а лучшее образование для учащихся.
Развитие дошкольного образования – это то, что у всех на глазах. В 2013 году принят образовательный стандарт дошкольного образования, ведется переподготовка педагогов, охват дошкольным образованием превышает показатели СССР: на 106 детей 100 мест. Создана 401 тыс. новых мест, а в десяти регионах очередь снята полностью, еще в семи – минимальная.
Дополнительное образование было в центре внимания, и прирост детей уже есть, однако пока не решена методическая проблема расчета, подлинных данных не получить. Начался заход на интеграцию общего и дополнительного образования; также само содержание требует обновления – новые интересы новых детей должны получить поддержку.
Наука. Вклад российских ученых в мировую науку крайне низок, и выйти на траекторию развития пока не удается. Это не только проблемы финансирования (оно выросло на 1000%, а отдачи пока нет), нужны концептуальные организационные изменения. Начало им было положено. В частности, создан Российский научный фонд, новый инструмент финансирования исследований в России; проведена децентрализация управления, что повышает ответственность самого научного сообщества за работу.
Обеспечение семейного устройства детей-сирот – одно из обязательств. Социальных сирот в нашей стране больше, чем где-либо. Ставилась цель обеспечить семьями 50 тыс. детей. Но удалось – 14 тыс. На показатель не вышли, 104 тыс. детей еще в банке сирот. Хотя в прежние годы число детей, живущих без семьи, сокращалось лишь на 5–6 тыс. К тому же удвоилось число усыновленных инвалидов.
Вице-премьер Ольга Голодец в своем выступлении уделила внимание взаимодействию системы образования с гражданским обществом: «Наличие в школах родительских, попечительских советов очень сильно продвигает нашу систему: мы учимся слушать гражданское общество, слышать его и активно вовлекать в процесс образования… Сотрудничество школы с общественностью – это то достижение, которое должно быть закреплено и должно дальше развиваться».
Правда, некоторые высказывания вице-премьера, мягко говоря, удивили.
Например, введение многоуровневых подходов в обучении старшеклассников (под которыми, очевидно, подразумевался дифференцированный подход) она назвала «новацией», несмотря на то что такие методики начали применяться еще в советской школе в 60-х годах.
Еще большее недоумение вызвала высокая оценка рейтингов, которые, по ее словам, являются «подспорьем, импульсом для развития всей системы образования».
Например, рейтинг лучших школ, составленный на основе результатов ЕГЭ и олимпиад, как считает Голодец, «дал возможность действительно сравнить, про­анализировать и понять, как обстоят дела в различных субъектах РФ». Как она подчеркнула, «это был не только повод задуматься, но и повод для принятия конкретных управленческих решений».
В контексте обсуждения темы рейтингов в Общественной палате эти заявления звучат как минимум странно. Специалисты, не на шутку встревоженные лавиной рейтингов в нашем образовании, отсутствием четких критериев и методик их проведения, разрабатывают единые принципы и этические нормы сопоставления образовательных учреждений.
Особую обеспокоенность вызывает принятие управленческих решений по итогам рейтингов, построенных на основе исключительно учебных достижений, которые к тому же далеко не всегда достоверны.
Подспорьем, импульсом для развития всей системы образования, по ее мнению, являются рейтинги: «Они дают возможность действительно сравнить, проанализировать и понять, как обстоят дела в различных субъектах РФ… Это повод не только задуматься, но и повод для принятия конкретных управленческих решений».

Неразделенная радость

Хотя министр и заметил: «Нам надо добиться, чтобы в каждой школе условия обучения соответствовали новым стандартам… речь идет о тех школах, которые пока не получили современной технологической базы, где не созданы все условия, включая самое базовое благоустройство», – и без того понятно, что в реальности все не так благостно.
Например, губернатор Тульской области Владимир Груздев сначала бодро отчитался по показателям своего региона, а затем обратился с просьбой продолжить проект модернизации региональных систем общего образования (МРСО) еще на два как минимум года. Увы, статистика по невыполненным планам и нерешенным задачам не прилагалась.
То же по поводу повышенных в два, а то и в два с половиной раза зарплат. Как заявляла Ольга Голодец, это немедленно дало результаты: «Нет проблем даже с вакансиями в школах, расположенных в удаленных сельских районах. Это огромное благо, которое доказывает, что образование является приоритетом политики государства, и оно концентрирует в этой сфере значительную часть ресурсов». Но и министру известно: повышение происходит за счет увеличения рабочей нагрузки. Министр заявляет: «Такое повышение зарплаты не просто профанация указаний президента, но идет во вред качеству образования».
Кстати, о качестве. Оно должно повышаться как раз вследствие роста заработной платы учителей. Логично. Для этого создан профессиональный стандарт педагогов, в соответствии с которым, по словам Голодец, будет происходить прием на работу в школу. Однако «профстандарт не может строиться исключительно как утилитарный «бухгалтерский» инструмент детального нормирования и учета, – уточнил Дмитрий Ливанов. – Надо экспериментировать с такими системами оплаты, при которых бюрократическая отчетность большинства учителей сократится, а стимулироваться будут высокая квалификация и результативность».
На что Евгений Ямбург резонно заметил: для того чтобы стандарт заработал «за», а не «против» учителя и качественного образования, еще предстоит поменять ряд законных и подзаконных актов.
Например, в штатном расписании школ не предусмотрена должность педагога-реабилитатора, а такой специалист необходим для работы с детьми-инвалидами.
Ну и какая коллегия без вопроса о ЕГЭ? Его совершенствование всегда на повестке дня. Ольга Голодец сообщила, что в 2015 г. выпускникам могут быть предложены различные варианты сдачи ЕГЭ – на базовом и профильном уровнях, включающих задания повышенной сложности. Как заявила вице-премьер, это позволит ребятам «с самого начала правильно и рационально использовать свое время в старшей школе, выбирая себе тот курс, который им необходим». По мнению Голодец, данное нововведение повысит мотивацию к обучению в старшей школе.
Между тем министр Ливанов говорил о таком переформатировании ЕГЭ, которое сделает его честным и справедливым. И здесь усилий одного федерального центра недостаточно: нетерпимость к жульничеству и обману должна быть нормой каждой школы, каждого пункта проведения экзаменов.
«Честность проведения экзаменов и есть главный критерий оценки деятельности руководителей на всех уровнях образования», – заявил министр.
Также министр рассказал о мерах повышения информационной безопасности экзамена на федеральном и региональном уровнях: модернизируются технологии проведения экзамена и способы доставки материалов; публикуются открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА.
…В общем и целом Министерство образования и науки РФ отчиталось успешно. Следите за его работой на сайте http://минобрнауки.рф/ – и смелее принимайте участие в обсуждениях документов.

Рейтинг@Mail.ru