Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Курбатов Рустам

Маршрутный лист для свободной школы

Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Сколько слышишь педагогических жалоб на детей, которым ничего не интересно, детских страданий по поводу скучных уроков. А ведь уже 80 лет назад, в 1934 году, французский педагог Селестен Френе организовал школу, главным условием жизни которой считалась «радостная деловая атмосфера». Педагогическая система Френе, одна из самых «дешевых», не требующая ни специального оборудования, ни глобальной перестройки учебного плана, ни особой сертификации учителей, как ни странно, в России мало кому известна. Почему? Система воспитания ответственного гражданина, человека, самостоятельно и критически мыслящего. Разве это не то, что нам сегодня так нужно? Опыт давнего увлечения и вполне успешного воплощения педагогики Френе в условиях московского образования – в изложении Рустама Курбатова, директора лицея «Ковчег XXI век». 

Вопрос для кандидата

Работаю директором школы. В конце каждого года приходят новые учителя, которые хотят у нас работать. Задаю вопросы: как уроки ведете? какие программы и методики используете? И в том числе: кого из педагогов знаете? какие образовательные системы на вас повлияли?
Кого знают? Амонашвили, Эльконина–Давыдова, Занкова. Список заканчивается. Имя Монтессори связывается исключительно с рамками-вкладышами. С вальдорфской школой вообще сложно… а про своего любимого Селестена Френе я так никого и не спросил. Неудобно ставить людей в неловкое положение. Они, естественно, про него не знают – в наших педагогических институтах об этом не говорят. Обидно! Франсуаза Дольто, известный французский психолог, говорила: после Монтессори и Френе в европейской педагогике ничего нового не случилось. То есть революцию в школе осуществили два человека – Мария Монтессори и Селестен Френе, а весь XX век лишь отрабатывал эти идеи.

Общие контуры

Френе, Монтессори, Штайнер – люди одной команды, они верят, что ребенок по своей природе любознателен. Надо поместить его в хорошую среду, и он будет обучаться, развиваться.  
Френе был практичным крестьянином и думал очень конкретно. Когда другие говорили о доброй природе ребенка, Френе понимал, что нужны не просто философские разговоры, а техники и методики. Отсюда выросло его новое понимание школы.
Во-первых, программ как таковых – нет. Есть ребенок со своим интересом, потребностями. Школа Френе – место, куда входит улица. Где занятия повседневной жизни находят свое продолжение.
Во-вторых, нет уроков как уроков. Френе выбрасывает преподавательскую кафедру. Учитель на одном уровне с детьми, ходит между партами учеников, работает вместе с ними. И парты стоят не в ряд, а так, чтобы детям было удобно работать – не слушать. Самым страстным образом Френе критикует схоластическую школьную систему, когда один человек у доски, а все остальные сидят и смотрят.
И наконец, третье – метод. Свой метод Френе называет «познанием на ощупь». Все начинается с непосредственного опыта, эксперимента, наблюдения. И только после этого, медленно продвигаясь, ребенок может делать выводы и приходить к каким-то концепциям.
Скажите, если кто-то из учеников плохо ведет себя на уроке – не слушает, занимается своими делами, что мы делаем обычно? Дисциплинируем. Мягко – гладим по плечу, или более жестко – вызываем родителей. Наверное, это тоже правильно. Но Френе убежден, что все проблемы ребенка, с которыми мы сталкиваемся в школе, – неспособность или нежелание учиться, невнимательность, рассеянность – производные от внешней среды, а не следствие невоспитанности. Не нужно читать мораль и призывать к порядку. Окружающая среда влияет на сознание человека. Изменим ее – и ученик будет другим. Это очень вдохновенный тезис. Ребенок не работает – не хочет или не может – не потому, что он плохой, ленивый по своей природе, а потому, что школа скучная. Потому, что в ней ребенок вынужден сидеть и ничего не делать.

Типографский станок и переписка

Когда говорят «Монтессори» – представляют себе рамки-вкладыши. Что представляют, когда произносят «Френе»? Как правило, типографию.
Главный предмет, который изменил Френе, – родной язык. Французский в начале XX века преподавался во Франции примерно так же, как в начале ХXI века русский преподается в России. Свод правил и исключений, бесконечные орфограммы – никакой возможности писать от себя.
У Френе все начинается именно с того, что ребенок пишет «от себя». Это не наши изложения и сочинения, а тексты на свободную тему. Дети их читают и лучшие – печатают. Раньше не было компьютеров, ученики буковка за буковкой набирали тексты на «типографском станке». Делалось несколько копий газеты, которую потом приносили родителям или отсылали в другие школы.
Какой в этом смысл? Во-первых, ребенок чувствует полезность того, что делает. Согласитесь, писать нужно для кого-то. Либо для друзей в соседней школе, либо для родителей. А раз так – ребенок старается писать хорошо. Тексты, которые дети пишут и потом набирают, должны пройти коллективное обсуждение. Ребята читают их вместе, анализируют, редактируют.
«Редактирование текста, – пишет Френе, – это королевская дорога к грамотности». И добавляет: уроки грамматики не нужны, если мы будем регулярно писать свободные тексты и прорабатывать на них ошибки. Под редактированием текста понимается разбор как по сути (правильно ли выражена мысль, красивый ли текст получился), так и в деталях (пунктуация, орфография). «Все учебники французского, – заявляет Френе, – у нас уместились на четырех маленьких страницах. Потому что в нашей школе – минимум грамматики. Главное, что мы делаем, – учим детей писать».
Все учителя Френе – серьезные люди, прочно стоящие на земле. Они живут в условиях очень жесткого европейского госстандарта. Поэтому никаких фантазий, конкретные цели: научить читать, писать, считать. И все эти вещи выполняются.
Итак, первая техника, или метод, Френе – типография. Вторая – переписка. Ребенку нужен друг, желательно – сверстник, который находится далеко. Поэтому в классах Френе в среднем раз в неделю пишут письма. Иногда – коллективные, иногда – индивидуальные. И это – метод обучения. Чтобы тебя поняли, чтобы не опозориться из-за ошибок – ты должен писать правильно.
Конечно же в современных школах Френе есть интернет и компьютер: для переписки и свободных текстов.

Череп дохлой крысы

Однажды некий ребенок принес в класс в кармане – наряду с крышечками-стекляшечками-камушками – череп дохлой крысы. И посреди урока вытащил его из кармана. Кто как отреагировал бы? Говорят, Френе был жутко рад – всем показал этот череп и посвятил ему весь урок: разбирал, какое это животное, какие у него зубы, чем оно питается, где живет, опасно ли для человека… Куча проектов появилась на основе этого черепа – по естествознанию, математике и письму.
Вот отношение Селестена Френе к школьной программе и к тому, что мы делаем на уроке. Ребенок приходит в класс со своими интересами, проблемами, желаниями – давайте отсюда и строить программу. Событие входит в класс.
Многие современные учителя, работающие по принципам Френе, начинают день с собрания. Дети сидят кружочком – рассказывают, что произошло, что у них нового. Вот темы свободного текста, а не сочинения о настоящей дружбе и любви к природе. Вот темы проектов. Можно вместе выбрать несколько тем для групповой работы. Но исходя из детского интереса! Вся программа у Френе – список детских проектов.

Индивидуальная работа

Итак, Френе снес кафедру, отменил учебники, принес типографию. Следующее, что он сделал, – отказался от «фронтальной» работы. Теперь у каждого есть свой индивидуальный план.
Так появляются карточки, которые заменяют учебник. У мальчика Пьера проблема с грамматикой – он берет карточку и занимается упражнениями. У девочки Терезы не решаются арифметические примеры – она выбирает задание из другой картотеки. Обычный урок: все сидят с карточками, все над чем-то работают. Помните эту китайскую поговорку: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял»? «Услышал – забыл» – это про нашу привычную школу. «Увидел – запомнил» – про хорошую, где много иллюстративного материала. А вот «сделал – понял» – это про Френе, Монтессори и других.
Попробуйте сами, потратьте полтора часа! Возьмите бумагу, желательно твердую, наклейте несколько карточек формата А5, в пол-листа. Поясните: вот эти – простые, эти – посложнее, эти – самые сложные. Пометьте их разными цветами – зеленым, желтым, красным. Положите в ящичек, скажите детям: выбирайте! И вы увидите, как все изменится. Это необъяснимо! Задачи те же самые, а класс становится другим: дети хотят делать больше, лучше. И никто не выбирает простые задачи – все тянутся за сложными! Дети не любят учебник, их пугают толстые книжки. Карточки – на двадцать минут: р-раз – и готово, можно приниматься за другую. Это очень азартно!
Баланс у Френе соблюден. Проекты, как правило, коллективные. А вот отработка навыков – чаще всего дело индивидуальное. Кто-то работает над математикой, кто-то – над русским, учитель проверяет. И всем этим надо «дирижировать». Отсюда возникает идея плана работы.
В нашем лицее это «маршрутный лист»: в начальной школе раз в неделю на стенд вывешивается список работ. Он не вполне индивидуальный – это список заданий для всех. Надо прочитать стихотворение, написать текст, выполнить упражнения. Но каждый ученик делает задания в любой последовательности – как ему удобнее (что-то можно и пропустить) – и ставит себе пометку: либо плюс, либо «Молодец!», если учитель работу принимает.
Могу похвалиться: эта система у нас и на практике, и на бумаге реализуется одинаково. До седьмого класса включительно оценок по пятибалльной шкале мы не ставим. Исключение – контрольные работы раз в четверть (государственная проверка). Мы написали нужные бумаги, и официальные органы подтвердили, что мы имеем право это делать.

Исследовательский подход

Еще один вектор, по которому разрывается замкнутый школьный круг, – исследовательский подход.
Где, кроме как в школе, бывает, что сначала ребенок учит формулу, а потом начинает что-то делать? Да нигде, конечно. В реальности все наоборот: сначала он долго наблюдает за чем-то, потом эти наблюдения складываются в понятие, обобщаются в систему. Такой путь обучения Френе называет «метод натюрель» – естественный путь, потому что именно так и происходит в природе.
Критики говорят: невозможно, занимает слишком много времени. Так и есть, отвечают сторонники. К тому же не все школьные понятия мы сможем открыть на уроке – будем реалистами! Какую-то часть обучения пройдем согласно традициям. Но есть вещи, которые мы будем медленно-медленно выводить, подводить… Время, потраченное на это медленное подведение, – самое ценное школьное время! Именно в процессе этого поиска и рождается настоящее мышление.

Уроки сотрудничества

Еще один важный для Френе момент. В традиционном классе дети разобщены. Каждый сам по себе, и очень часто ребенок – противник, конкурент другого. В классе Френе ученики помогают друг другу. И учитель – помощник, человек, который организует среду, где дети действуют самостоятельно.
Непременный атрибут классов Френе – демократическое управление. Без разговора с детьми, без обсуждения их идей никакой педагогики не получится. Мне кажется, для России это тоже было бы важно: учить детей высказывать свое мнение, прислушиваться к другому человеку. 

Рейтинг@Mail.ru