Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Что будем сочинять?

Обязательный экзамен по литературе возвращается. Но где его место и какова его миссия в сегодняшней школе?

Замешательство по поводу возвращения выпускного сочинения понятно. Десять лет не писали – теперь пишите. Что? Неизвестно, но не то, что раньше. Когда решат? Неизвестно, но ждите. Нам пришло письмо:

«Уважаемая редакция, вам, конечно, известно, что было поручение президента о возвращении сочинения в аттестацию, и значит, обязательное сочинение на следующий год будет. Каким? Не пора ли пошевелиться? Для начала опубликовать образцовые сочинения на «5», «4», «3», «2» (или на 100, 80 и так далее баллов). Мы готовы взять под козырек – но где поставленная задача? Боюсь, что наверху начали разбираться всерьез, а это пустая трата времени. Все и так ясно. Нужно высказывание взвешенных мыслей на серьезную тему? Так это проблема для выпускников (не учитываю уровень славных школ, отбирающих одаренных). Никто не держит структуру высказывания на 2–3 листа. Что ж тут такого, если система развития речи в курсе русского страшно устарела, да и та не применяется – письменные работы заменяют зубрежкой орфограмм. Литературу тоже ведут по минимуму, тесты по русскому важнее. Откуда же у ребенка мысли? Какие? Они в 11 классе пишут: «У каждого свое представление о жизни» – считают, очень умно. Для этой когорты уже не надо ничего ворошить – дайте надежные образцы, и, как говорится, бу сделано».

Пока никаких указаний свыше, кроме «чтоб было», не поступало, а те общественные консультации по концепции сочинения, которые проводит рабочая группа Министерства образования и науки на сайте http://sochinenie.wikivote.ru/, показывают, что, во-первых, заинтересованных лиц крайне мало, во-вторых, богатства идей не наблюдается. То есть у людей нет большой уверенности, что они и есть Лица, принимающие решения.
Что есть на сегодня? Понимание того, что если в уже отработанную систему аттестации вводится еще один элемент, это меняет систему. Сочинение в выпускном классе делает разумным перевод ЕГЭ по русскому в 9 класс с правом сдачи в последующие два года. Отсюда неизбежны изменения в части «С» по русскому, давно назревшие. Литература возвращает себе задачи формирования личности – в том числе посредством связной развернутой письменной речи. Школе наконец-то возвращаются права участника выпускной кампании – она проверяет сочинение и визирует оценку печатью, копия помещается учеником в портфолио, которое рассматривается вузом при зачислении.
Причем не факт, что эти здравые идеи рабочей группы восторжествуют – много противников, все неясно. На этом фоне практический вопрос учителя «к чему готовить?» кажется наивным и даже дерзким.

Рейтинг@Mail.ru