Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Поликарпова Дарья

Перечень учебников сократили...

Прибавит ли это учителю методических свобод, вопрос риторический

Начало весны ознаменовалось сокращением федерального перечня учебников на 2014/15 учебный год в два с половиной раза. Но не только этим гордится Научно-методический совет при Министерстве образования и науки РФ: «Новый порядок формирования перечня существенно повышает информационную открытость проведения экспертизы и формирования перечня: сняты все ограничения по анонимности экспертов».

Итак, всего на рассмотрение совета при Министерстве образования и науки РФ было принято 1505 учебников от 26 организаций, забраковано 136. Но и из незабракованных в перечень попали не все. Были отставлены те учебники, которые не имеют «линейки», электронных пособий, методических разработок – это веские причины отказа в рекомендации согласно новым правилам составления перечня. Добросовестные авторы не успели справиться с требованиями за одну осень, а теперь жди: перечень учебников отныне будет формироваться раз в три года.
Напомним, порядок был изменен в сентябре 2013 года в связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации». Законом закреплено, что общеобразовательные организации имеют право использовать только те учебники, которые входят в федеральный перечень. Раньше возможности исключения существующих учебников предусмотрено не было, теперь они могут быть исключены. Согласно новому порядку научно-методический совет при министерстве рекомендует или не рекомендует включать учебники в перечень на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, а также – по ряду учебников – этнокультурной и региональной экспертиз.
Принятые правила оказались неожиданными и для тех, кто поверил курсу на самостоятельность школ и творчески отнесся к написанию образовательных программ. На деле получается, что логику процесса определяют учебники, а школе хоть и можно отбирать учебно-методический материал, да особо не из чего. И хотя экспертиз стало больше, процедура проведения усложнилась, экспертную оценку школы по поводу учебника по-прежнему никто не спрашивает. Что выбирает она сама? Это почему-то не важно.
Добавим: вся информация по учебникам, включая экспертные заключения, теперь будет размещена на специальном интернет-ресурсе Научно-методического совета по учебникам. Учителя и родители смогут информировать совет о выявленных в учебниках ошибках, что может стать основанием для начала процедуры исключения учебника из перечня.
Федеральный перечень учебников будет утвержден к 1 апреля 2014 года. Планируется, что учебники, отобранные по новому порядку экспертизы, поступят в общеобразовательные учреждения уже к новому учебному году.

Рейтинг@Mail.ru