ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Перечень учебников сократили...
Прибавит ли это учителю методических свобод, вопрос риторический
Начало весны ознаменовалось сокращением федерального перечня
учебников на 2014/15 учебный год в два с половиной раза. Но не только
этим гордится Научно-методический совет при Министерстве образования и
науки РФ: «Новый порядок формирования перечня существенно повышает
информационную открытость проведения экспертизы и формирования перечня:
сняты все ограничения по анонимности экспертов».
Итак, всего на рассмотрение совета при Министерстве
образования и науки РФ было принято 1505 учебников от 26 организаций,
забраковано 136. Но и из незабракованных в перечень попали не все. Были
отставлены те учебники, которые не имеют «линейки», электронных
пособий, методических разработок – это веские причины отказа в
рекомендации согласно новым правилам составления перечня.
Добросовестные авторы не успели справиться с требованиями за одну
осень, а теперь жди: перечень учебников отныне будет формироваться раз
в три года.
Напомним, порядок был изменен в сентябре 2013 года в связи с принятием
Закона «Об образовании в Российской Федерации». Законом закреплено, что
общеобразовательные организации имеют право использовать только те
учебники, которые входят в федеральный перечень. Раньше возможности
исключения существующих учебников предусмотрено не было, теперь они
могут быть исключены. Согласно новому порядку научно-методический совет
при министерстве рекомендует или не рекомендует включать учебники в
перечень на основании положительных экспертных заключений по
результатам научной, педагогической, общественной, а также – по ряду
учебников – этнокультурной и региональной экспертиз.
Принятые правила оказались неожиданными и для тех, кто поверил курсу на
самостоятельность школ и творчески отнесся к написанию образовательных
программ. На деле получается, что логику процесса определяют учебники,
а школе хоть и можно отбирать учебно-методический материал, да особо не
из чего. И хотя экспертиз стало больше, процедура проведения
усложнилась, экспертную оценку школы по поводу учебника по-прежнему
никто не спрашивает. Что выбирает она сама? Это почему-то не важно.
Добавим: вся информация по учебникам, включая экспертные заключения,
теперь будет размещена на специальном интернет-ресурсе
Научно-методического совета по учебникам. Учителя и родители смогут
информировать совет о выявленных в учебниках ошибках, что может стать
основанием для начала процедуры исключения учебника из перечня.
Федеральный перечень учебников будет утвержден к 1 апреля 2014 года.
Планируется, что учебники, отобранные по новому порядку экспертизы,
поступят в общеобразовательные учреждения уже к новому учебному году.