Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Чуть что – и уже ведут к психологу

Консультации со специалистами – это важно. Но прожить за нас жизнь они не смогут…

В поле моего внимания неожиданно попал диалог двух тропических птиц из мультфильма:
– Почему ваш сын выдергивает у меня перья?
– А мы не знаем. К врачу его надо.
Смех смехом, а в цель режиссеры попали: «Не знаю, что с моим ребенком, мы уже записались на прием к психоневрологу» – типичный ход мыслей многих родителей.
В два года не различает цвета? В три не произносит шипящих звуков? В пять, придя домой, моет руки полчаса тремя кусками мыла? В первом классе пропускает буквы? В 10-м боится ЕГЭ? Срочно нужна коррекция поведения!
Благо практикующих частных психологов и консультирующих кабинетов открыто видимо-невидимо: рынок чутко реагирует на родительский спрос – в коммерческие коррекционные центры не зарастает народная тропа.
Хотя в большинстве случаев мамы приходят к специалистам с обычными рабочими ситуациями: не всегда понимаю своего ребенка; мне бы хотелось, чтобы он вел себя по-другому; меня волнует то, как он играет… что много (мало) говорит, что не любит (слишком сильно любит) новую одежду. И прочее: ребенок еще ни на йоту от нормы не успел отклониться, а мама уже планирует профилактические встречи с дефектологом.
А как же, у безупречной мамы должен быть безупречный ребенок. Если из целого двора к логопеду не ходят только двое (!) трехлеток, значит, родители у них безответственные. Если шестилетку не водят на подготовку к школе, родители лентяи. Если подросток с его проблемами ни разу не препровождался к психологу – это просто невежественные люди. Однако на вопрос, зачем они посещают дорогостоящие занятия со специалистами, многие отвечают: для успокоения души.
Душа, значит, не на месте. А как иначе – растет ребенок, по поводу его будущего полная неопределенность, и это вызывает дискомфорт. По идее – нормально, должно подталкивать думать о ребенке, наблюдать, вникать в его особенности – отвечать за то, что происходит с ним сейчас. Но выбирается другой ход: найдем кудесника, он все разложит по полочкам, даст указания, а если вдруг и правда что-то случится с подросшим человеком, «так ведь я водила».
Между тем подрастает поколение молодых людей, «подсаженных» родителями на кабинет психолога. Сначала к нему ходили на подготовку в детский сад, потом – в школу, потом исправлять «дисграфию», и вот уже психолог-логопед помогает готовиться к ЕГЭ. Чем, спрашивается? «А сыну так спокойнее, он сам попросил».
Время подумать: что же мы передаем детям в качестве ключа для решения беспокоящих вопросов? Перенос ответственности, отказ от плодотворного ощущения неуверенности в себе, страх перед внешней оценкой... ничего хорошего на самом деле.

Рейтинг@Mail.ru