Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Леонтьева Ольга

Когда урок становится событием

Глубже всего на детей влияют не внешние приемы, а доверие, оказанное взрослыми

Детская жизнь, состоящая из множества мелочей, складывается из однообразных будней, а запоминается яркими событиями. Радости и обиды, непонимания и открытия навсегда врезаются в память, формируют характер, оставляют неизгладимый след. Что становится событием в образовательном процессе? И как сделать, чтобы такие события на уроках помогали обучению, а не разрушали ход учебного занятия?

Случайность

Если попросить взрослых рассказать об их школьном прошлом, лишь немногие воспоминания будут связаны с уроками. Большинство поведают об историях на переменах, во время поездок и турпоходов – там происходит много важного, непредвиденного. Там учатся дружбе, уважению, принятию решений. Там учатся жить!
На уроках значимые для ребят происшествия случаются реже. «Помним, как во время лабораторной взорвались реактивы, – вспоминают одни, – и начался пожар. Совсем молодая учительница запретила заливать пламя водой, побежала в лаборантскую, нашла старые тряпки и забила пламя. Огонь быстро потушили, но было страшно!» «Учитель занижал отметки некоторым одноклассникам. Мы возмутились и ушли с урока, – рассказывают другие. – Пошли к директору, пожаловались, им организовали дополнительное тестирование. Мы победили!»
Так и хочется сказать коллегам: осторожно, любое ваше действие (равно как и бездействие) может стать событием для кого-то из учеников! А значит, запомнится и будет осмысливаться еще много-много раз.
Однажды встретилась с выпускницей лет через десять после того как она закончила школу, а она радостно: «У меня трое детей, всех рожала в воде. Помните, как мы спорили о происхождении человека? Наша группа тогда доказывала, что предки человека жили в воде. И я решила, что, если у меня будут дети, рожать буду только в воде. Нашла в Москве группу, которая этому обучала». Я буквально онемела. Тот урок оказался для этой девочки очень значимым событием, а я и не заметила, не предупредила о рисках…

Нестандартность

Самые хорошие уроки навсегда выпадут из памяти, если они проводятся однообразно. Число, опрос, новая тема, объяснение, закрепление, отметка…
«Мои ученики запомнили урок, на который я пришла в необычном платье – ярком, в клеточку – и сразу с порога обратилась к классу: "Послушайте! Ведь если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?" Я тоже до сих пор помню, как ребята тогда удивились», – делится со мной коллега. Разве странно, что этот урок запомнился?
Часто настоящим событием становится разрушение педагогом укоренившихся стереотипов. «Одна наша учительница входила в класс… спиной. Мы ее очень любили!» Еще бы, ведь она могла подшутить над собой! Многие педагоги на это способны?
А еще можно войти и молча выйти, заинтриговав класс. Спеть под гитару. Устроить ролевую игру. Организовать видеосъемку, а затем просмотр: давайте посмотрим на себя со стороны. Какие мы? Почему нам не удается (или, напротив, удается) так много?

Искренность

Дети замечают, ценят и уважают искренность взрослых: «Я запомнила последний урок Т.И. Она с нами прощалась и даже заплакала». Вчерашняя школьница и подумать не могла, что их всегда суровая преподавательница способна на такие бурные эмоции…
Педагог, увлеченно рассказывающий школьникам о своем путешествии, только что прочитанной книге, просмотренном фильме, публичном выступлении, может удивить своих учеников. А значит, они начнут внимательнее его слушать и обязательно захотят понять.
Искренность всегда нова – однообразной искренности не бывает, потому что это демонстрация различных сторон жизни. Без всяких дополнительных приемов искренность одного человека может стать настоящим событием для других.
Искренность имеет удивительное свойство – она «заразна». Потому что, соприкоснувшись с ней, люди понимают, как важно не скрывать свои чувства. А еще потому что в такие моменты все окружающие учатся принимать и понимать друг друга.
«У нас были хорошие уроки домоводства, но запомнился один. Мы попросили учительницу научить нас готовить борщ, она согласилась. Времени урока на это нам не хватило, мы остались в школе после занятий. А когда борщ сварился, пригласили оставшихся в школе ребят, накормили… Это было счастье – видеть, с каким аппетитом они едят». Не борщ готовить учила вас учительница, она учила дарить людям крупицы счастья!

Внутренняя работа

Важным событием, способным повлиять на становящийся характер, может стать ситуация, в которой одновременно есть и нестандартность, и искренность, и демонстрация взрослым человеком умения принимать решения и отвечать за них, и серьезная внутренняя работа ребенка.
Я неоднократно описывала прием «открытой самоотметки», который использовала на уроках. Он очень простой: учитель предлагает ребятам в конце занятия сказать, какие отметки они поставили бы себе за прошедший урок, и выставляет их в журнал; после этого все (педагог и школьники) могут прокомментировать названные отметки. Критерии оценивания каждый разрабатывает только для себя, общие правила отсутствуют.
Обычно я начинала использовать этот прием с пятого класса – с начала средней школы. Довольно скоро дети привыкали выставлять себе отметки, причем делали это с такой точностью и самокритичностью, что потребность в комментариях отпадала сама собой.
Но вот мне отдали два «чужих» восьмых класса, их учительница ушла в декрет. Один из классов был очень сильным, в нем были собраны учительские дети и перспективные ученики. Когда я предложила выставить себе отметки, класс «взорвался»: «Мы не будем этого делать! Это вы обязаны ставить отметки»!
И тогда пришлось рассказать ребятам всю предысторию этого приема. Всего через пару лет работы в школе я абсолютно точно поняла, что слишком часто допускаю ошибки, выставляя отметки. Так же когда-то ошибались и педагоги, учившие меня в школе: по предметам, которые я очень хорошо знала, могли выставить четверку и даже тройку (например, за неожиданный спор с учителем или неудачное оформление тетради), а по предметам, которые я не понимала, часто ставили пятерки – если мне удавалось скрыть свое незнание за уверенной речью или удачно оформленными материалами. Именно тогда я задумалась, имею ли я право измерять знания детей цифрами от одного до пяти? Нет, безусловно, не имею я такого права, и никакой диплом не делает меня сверхчеловеком, способным судить других. Есть только один человек, имеющий право, даже обязанный оценивать мои действия. Это я сама. Моя самооценка – не пустая цифра, не ярлык, а руководство к размышлениям и к действию. Каждый обязан уметь оценивать и свои действия, и свои знания, и свои возможности. Этой возможностью я и предлагаю воспользоваться моим ученикам.
Класс выслушал очень внимательно. «А если мы ошибемся? Если мы поставим себе слишком высокую или слишком низкую отметку?» Ответила, что в этом нет ничего страшного, оценивать себя мы учимся всю жизнь. Сказала, что помогу, что для начала можно оценивать мою работу для каждого из них, ведь я прихожу на урок, чтобы научить как можно лучше каждого в отдельности, а не для того, чтобы пересказать параграф учебника.
Ребята начали называть отметки. Почти все их занижали – им было очень трудно оценить свою работу на «отлично». И внимательно следили за тем, как я выставляю названные цифры в журнал: не верили, что ничего не изменю. А потом началось обсуждение, в ходе которого они подбадривали друг друга: «Лена работала весь урок очень активно, почему она поставила себе только четверку? Не ответила на один вопрос учителя? Ну и что, ты же теперь знаешь правильный ответ! На уроке учатся, а не сдают экзамен!» Я старалась помочь им всем и каждому в отдельности: «У Лены очень высокая планка – высота, которую она хочет взять в своей жизни, поэтому она и поставила себе четверку. Но я с вами соглашусь, недооценивать себя не стоит. Лена, в следующий раз подумай хорошенько, прежде чем ставить себе отметку. Если ты действительно недоработала, ставь низкий балл, это будет правильно. Но если выложилась, многое узнала, оцени себя высоко, ты имеешь на это право!»
Как позже выяснилось, этот урок стал событием для всех учеников. И для меня тоже. Тогда я поверила в силу приема «открытая самоотметка», начала о нем писать, рассказывать коллегам, но… Почему-то почти никто из коллег не сумел его воспроизвести. Интересно, что и у меня в другой школе этот же прием не срабатывал. Дело в том, что новая школа была необычной, в ней дети учились оценивать себя с первых классов, для них открытая самоотметка не была ничем особенным, удивительным. И мне не пришлось раскрывать душу перед своими новыми учениками, а без этого настоящего события не бывает.

Совместное бытие

Общение с детьми не бывает линейным, не складывается из набора последовательных действий, методов, слов. Общение с детьми всегда объемно, оно состоит из множества факторов, часто не подконтрольных для нас. Одежда учителя, его взгляд, интонация, движение могут научить большему, чем пересказанный им учебник.
Но все это возможно лишь при одном условии: если педагог идет к своим ученикам не для того, чтобы отбыть повинность, а чтобы провести этот кусочек своей жизни рядом с ними. Чтобы поделиться своими знаниями, радостями, переживаниями. Чтобы узнать что-то новое.
Если урок становится пространством жизни взрослого человека и его учеников, он всегда может стать событием в жизни встретившихся на уроке людей.
Хорошим событием или нет – зависит только от нас.

Рейтинг@Mail.ru