Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Леонтьева Ольга

«Школа цифрового века»: пространство роста для современного учителя

В МПГУ прошла конференция «Профессиональная и личная эффективность педагога»

В рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века» 7 февраля в Москве прошла конференция «Профессиональная и личная эффективность педагога». На ней педагоги столицы и Подмосковья встретились с авторами, ведущими модульные курсы, связанные с этими проблемами. Учителей гостеприимно встретил и в стенах Московского педагогического г осударственного университета (МПГУ), бывшего «ленинского» пединститута – одного из старейших педагогических вузов России. 

МПГУ ждал приезда учителей. Студенческая команда вела репортаж – молодые люди искали среди гостей выпускников своего вуза и расспрашивали их о студенческом прошлом, о педагогической практике. Среди гостей было много учителей, увлеченных своим делом. Для молодых людей такая встреча – интересный опыт соприкосновения не только с историей своего университета, но и со своим будущим. Какими они станут, если пойдут работать в школу? Чего лишатся, если выберут другую специальность после получения диплома педагога?
Аудитории большие, просторные. Докладчика видно с каждого места, но вот входить в зал и выходить из него во время лекции неудобно, потому что открыта только одна дверь, расположенная рядом с кафедрой выступающего. Студентам никто не позволит покинуть лекцию, а в «Первом сентября» принято все мероприятия делать открытыми на вход и выход. Это небольшое неудобство никому не помешало: учителя были предельно корректны и входили в аудитории очень осторожно, лекции не останавливались ни на секунду. Выходили из залов единицы: лекции были увлекательные, эмоциональные.
Зал смеялся вместе с докладчиками, переживал вместе с ними… Как и на Соловейчиковских чтениях, и на Педагогическом марафоне, на конференции витал дух свободы и сотрудничества. Тем более что темы выступлений затрагивали каждого присутствующего, без решения поднимаемых проблем не обойтись ни одному учителю.
О том, как эффективно организовать тайм-менеджент для себя, рассказала психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Татьяна Меркулова. «Для начала попробуйте узнать побольше о себе, – начала она общаться с залом. – Закройте глаза и, не считая, откройте их, когда вам покажется, что уже прошла минута. Запомните цвет, который увидите на экране». Зал погрузился в молчание. В презентации выступающего на экране с интервалом примерно в 20 секунд друг друга сменили синий, зеленый, желтый и красный цвета.
«Открыли глаза очень рано (синий цвет)? Вы устремлены в прошлое. Увидели первым зеленый – живете здесь и сейчас. Желтый – понимаете, что ваше завтра начинается сегодня, стараетесь повлиять на свое будущее. Красный – мечтаете о будущем (вот завтра я отдохну, сделаю, скажу…), но не пытаетесь изменить его». Управлять своим временем в первую очередь должны научиться те, кто живет в настоящем, но понимает, что от дня сегодняшнего зависит то, что будет потом.
В соседнем зале лекцию читала ее коллега из «Точки ПСИ» Александра Теплицкая. Она объясняла, как научить школьников правильно использовать время. На­учиться самому и научить других – разные задачи.
Большим успехом у слушателей пользовался мастер-класс ректора Педагогического университета «Первое сентября» Валерии Асланян «Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям» – таких школьников с каждым годом становится все больше, работа с ними требует особых знаний.
Педагоги учились достойно выходить из конфликтных ситуаций (лектор – Галина Стюхина, проректор Педагогического университета «Первое сентября»), управлять собственным имиджем и создавать свой стиль (Марина Ревина, доцент МГТУ «Станкин»), познакомились с тем, как достичь гармонии с собой и окружающими на персональном тренинге «Путь к себе и другим» (автор курса доцент Центра социально-психологического консультирования Наталия Осухова, лекцию вела доцент МГППУ Ирина Лейбман).
Участники конференции жалели только об одном: хотелось побывать везде, но каждый смог прослушать только три лекции. Одни учителя знакомились с авторами модульных курсов, которые уже про­шли, другие выбирали новые занятия для повышения профессионального мастерства. «Мне было интересно встретиться с людьми, чьи курсы повышения квалификации я прошла заочно, – рассказывает учительница из Москвы. – Было интересно посмотреть, умеют ли они следовать своим же инструкциям: точно распределять время, нести позитивное настроение. Я получила большое удовольствие!» «А я только узнала о модульных курсах, выбираю, с какого из них начать, уже есть идеи… Но вам не скажу», – объясняет ее подруга, приехавшая из Шатурского района Московской области. И тут же обе убегают покупать книги – книжная ярмарка богатейшая, нужно успеть купить необходимую литературу…

***

Как и остальные, я попала не на все лекции. О двух, которые особенно запомнились, расскажу подробнее. Первую вел директор Педагогического института физической культуры Вадим Родионов. Он рассказывал о стресс-менеджменте и приемах профилактики и преодоления стресса.
Естественно, за один час невозможно передать всю желаемую информацию. Однако научить можно многому, особенно если сам обладаешь стрессоустойчивостью. Дело в том, что во время выступления Вадима Альбертовича выяснилось, что нет возможности воспроизводить звук к заранее приготовленной автором презентации, в которую входили фрагменты знаменитых фильмов. Первый – из лучшего (по мнению выступающего, дружно одобренному публикой) фильма про школу «Доживем до понедельника». Узнав, что звука не будет, лектор решил этот фрагмент не демонстрировать, просто рассказал, что, находясь в состоянии стресса, учитель может обидеть, унизить не только словами, но и интонацией. Так учитель истории Мельников, которого бесподобно сыграл Вячеслав Тихонов, обидел молодую учительницу, сделав ей замечание интонационно слишком жестко. Слушатели, конечно, поняли, о каком моменте идет речь.
Лектор продолжал рассказ: виды стресса… посттравматический синдром… систематические перегрузки и часто противоречащие одни другим нововведения как главные факторы учительского стресса… стадии стресса…
Попадая в стрессовую ситуацию, организм максимально собирается, может совершить чудеса. Так священник в «Двенадцати стульях» забрался на гору. А потом… Естественно, понадобился следующий фрагмент фильма. На этот раз Вадим Альбертович его продемонстрировал в виде немого кино и предложил залу понаблюдать за поведением героя фильма: вот он взбирается на гору, словно белка на дерево, а потом наступает следующая стадия стресса – человек растерян, он не может слезть с горы… Все присутствующие забыли об отсутствии звука, внимательно наблюдают за происходящим на экране, вместе с докладчиком анализируют увиденное.
Во время демонстрации третьего эпизода Вадим Родионов… порадовался, что нет звука: «Посмотрите на героинь фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Одна учит другую проводить аутотренинг для снятия стресса. Но тренинг у каждого должен быть свой. Одним помогают спортивные упражнения, другим – убеждения самого себя в своей красоте. Героиня Васильевой действительно снимает стресс, а молодая девушка рядом ничего подобного не испытывает, посмотрите на ее глаза…»
Больше никакого дискомфорта по поводу отсутствия звука не испытывали ни выступающий, ни слушатели. Все вместе вслух произносили давно запомнившиеся фразы из любимых фильмов, думали об их смысле по-новому. Стрессовые ситуации всегда присутствуют в нашей жизни, главное – правильно на них реагировать. Чтобы стресс не перерос в дистресс – разрушающее организм состояние. После лекции я поинтересовалась, почему о разнице между этими двумя состояниями ничего не было сказано. «Времени мало, – ответил Вадим Альбертович. – Студентов или слушателей курсов на следующем занятии я бы спросил, можно ли в жизни обойтись без стрессов вообще. И вот тогда…»
Запомнились и главные рекомендации по выходу из стресса: уступайте в мелочах, но не в главном, тогда вас окружающие будут считать покладистым человеком, и вы всегда будете иметь шанс настоять на своем. И еще: утро вечера мудренее, не спешите реагировать на происходящее, подождите хотя бы до завтра…

***

Лекция Марины Чибисовой погрузила слушателей в тему ее курса «Профессиональное выгорание». Как поправить здоровье и не «сгореть» на работе?
Для начала она рассказала притчу о лесорубе, который упорно рубил лес тупым топором и отказывался остановиться на несколько минут и заточить топор: времени нет, нужно рубить лес… А потом предложила всем собравшимся написать список из 10 любимых дел и подумать, не похожи ли они на этого упорного лесоруба? Часто ли занимаются именно тем, что любят? А ведь от этого напрямую зависит, как успешно они смогут работать! Человек, не способный восстановить себя, не умеющий вовремя и правильно отдыхать, обречен на постоянную усталость и профессиональное выгорание.
Свой отдых, занятия любимым делом нужно включить в график жизни и следовать созданным инструкциям. Каким из любимых дел вы занимаетесь ежедневно? Раз в неделю? Раз в месяц? В полгода? Чем вы обязательно займетесь в эти выходные, даже если ЕГЭ по вашему предмету введут с пятого класса?
Каждый из нас задал себе эти вопросы… Ответы были неутешительны. Мы слишком редко занимаемся тем, что по-настоящему любим. А между прочим, поход в баню (для учителя, обожающего попариться) может оказаться таким же полезным делом, как прохождение целого курса переквалификации. Потому что счастливый, отдохнувший человек сделает свою работу гораздо лучше уставшего и несчастного.
В общем, на следующий день после конференции я отправилась кататься на лыжах – первый раз за эту зиму, хоть занятие это очень люблю. Потому что захотела быть лесорубом, у которого топор хорошо отточен…

Рейтинг@Mail.ru