В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Своим путем или по стопам отцов?
Из чего складывается образовательный выбор девятиклассников
Попытки государства обеспечить всем учащимся равный старт пока
не приводят к значительным успехам. Мы продолжаем жить в условиях
колоссального неравенства и низкой социальной мобильности. На смену
поломанным советским социальным лифтам не пришел другой механизм,
который помог бы молодому человеку подняться на уровень
выше... Центром мониторинга качества образования Института
образования НИУ ВШЭ были опубликованы результаты лонгитюдного
исследования под названием «Жизнь после 9 класса: как личные достижения
учащихся и ресурсы их семей влияют на жизненные траектории».
Авторы: кандидат социологических наук Дмитрий Попов и кандидат
психологических наук Ольга Тюменева.
Собственная эффективность/vs
обстоятельства жизни
Симптоматично: двадцать первый век, информационное общество,
глобализация – и почти средневековая сословная социальная структура.
Пессимисты уверены, что будущее молодого человека сегодня почти
полностью зависит от происхождения (сейчас это называют политкорректно
– «социальный капитал семьи»). Оптимисты упорно настаивают: все зависит
от самого человека.
В современной социальной науке есть две традиции объяснения жизненных
траекторий индивидов. Первая основана на формальных
социально-экономических характеристиках, стратификации и социальном
воспроизводстве. Согласно ей, образовательные и трудовые траектории
молодых людей отражают объективные социальные условия, а достижения
конкретного ребенка оцениваются через сравнение с достижениями и
образованием родителей.
Другая традиция развивается в рамках социологических и психологических
исследований. Ее связывают с именем социолога Бандуры, который
предложил изучать медиаторы между обстоятельствами, которые диктует
социум, и собственным внутренним решением человека.
В этом случае первым и ключевым медиатором выбора становится оценка
собственной эффективности индивида: мы сами определяем пределы своей
компетентности, ставим границы, за которые себя не пускаем, или,
наоборот, легко ввязываемся в дела, которые могут принести успех.
Восприятие собственной эффективности формируется на основе разных
источников информации – результаты предшествующей деятельности,
наблюдение за поведением других, моделирование поведения и вербальная
поддержка близких. Но самый влиятельный источник – личный опыт
предыдущих деятельностей. Каждый учитель наблюдает этот эффект
ежедневно: успех прилипает к успеху, неуспех только занижает самооценку
и множит неуспех.
Второй медиатор – паттерны поведения, ориентированные на успех
деятельности: мотивация, добросовестность, самоконтроль. То есть можно
допустить, что существуют черты личности, которые неизменно приближают
к успеху.
Третий медиатор – это планирование. Во многих мировых исследованиях
была установлена связь между планами подростков на будущее и тем, как
формируется их дальнейшая карьера. Значение имеет как содержание
планов, так и время их составления. Но важно понять, что речь идет не
об идеализированных желаниях и мечтах, а именно о четких, реализуемых
планах.
Исследователи НИУ ВШЭ, проводя свой лонгитюд, опирались на вторую
научную традицию. Как бы ни была строга система, от человека зависит
многое.
«Папа может»
далеко не все
После девятого класса каждый молодой человек принимает одно из
ключевых решений в своей жизни. И практически всегда – под влиянием
семьи. Исследователи попытались реконструировать формальную логику
этого решения.
Два опроса были проведены в 2009 и 2012 годах в 54 школах Ярославской
области. На первом этапе участвовали 2000 девятиклассников, на втором,
спустя два года, – 1090 школьников, продолжающих обучение. Вместе с
этим замерялся уровень социального капитала семьи (проверялись два
стандартных показателя: количество книг дома и уровень образования
родителей).
Чтобы измерить те самые личные медиаторы, исследователи использовали
три показателя. Индекс личных образовательных достижений включал
информацию о годовых оценках последнего года обучения и о среднем
показателе дополнительной учебной активности – то есть об участии в
различных конкурсах, олимпиадах, изучении дополнительного иностранного
языка и о дополнительных занятиях повышенной сложности. Второй медиатор
– индекс намерений школьника – замерялся при помощи вопроса от 2009
года о том, что школьники собираются делать после окончания 9 класса, –
учиться дальше в школе, получать начальное или среднее профессиональное
образование, оставить обучение и пойти работать.
Роль третьего медиатора сыграло упорство, как личностная черта
респондента – характеристика, выявленная с помощью специальной шкалы.
Исследование фокусировалось на вопросе, насколько успешное обучение в
школе, результаты внешкольной деятельности, его упорство и намерения
относительно будущего образования могут быть независимыми от
социального окружения.
Можно ли дать четкий ответ на вопрос, в какой мере сделанный выбор
предопределен семейными возможностями, а в какой – персональными
характеристиками молодых людей? Авторы исследования предполагают, что
личные достижения учащихся и их намерения вносят значительный вклад в
образовательный вектор, заданный семейными ресурсами. Личные успехи и
планы на будущее являются значимыми проводниками влияния семейных
ресурсов.
Полученные данные подтверждают, с одной стороны, достаточно жесткую
предопределенность судьбы недавних девятиклассников. Молодые люди,
семьи которых имеют невысокие образовательные ресурсы, сошли с
траектории полного общего образования. При этом, как пишут авторы
исследования, студенты учреждений НПО и СПО не различаются между собой
сколько-нибудь значительно по уровню семейных образовательных
ресурсов. В этом случае люди уходят из школы, и не очень важно, куда
именно. Однако около 17% респондентов из семей, где достигнутый
родителями уровень образования не превышает среднее, и около 20%
респондентов из семей с малым количеством книг в доме остаются в
системе общего образования – тоже своего рода прорыв блокады.
И наоборот: 67% респондентов, у которых хотя бы один из
родителей имеет высшее образование, уходят из общеобразовательной
школы, не используя данный им ресурс.
Эти случаи особенно любопытны, так как они опровергают всесилие
семейных ресурсов и полную предопределенность образовательного вектора.
Значит, все же есть какой-то механизм, изменяющий выбор траектории
девятиклассника, и скорее всего это личный успех (или неуспехи)
молодого человека.
Тонкая задача – выяснить, насколько учебная активность и другие
характеристики учащегося являются зеркальным отображением семейных
ресурсов. Удалось увидеть, что общий эффект образования родителей и
количества книг в доме дают эффект: для выбора НПО и СПО связь с
ресурсами семьи отрицательна, для выбора общего образования –
положительна. А вот значимого прямого влияния прошлых образовательных
успехов школьника на выбор траектории образования после окончания 9
класса не обнаружено.
Зато выяснилось, что образовательный капитал семьи связан положительно
с личными достижениями школьников в обучении и с их намерениями
относительно уровня будущего образования. Он полностью опосредуется
через переменные «личные образовательные достижения» и «намерения»
учащихся. А вот упорство, вопреки ожиданиям, не играет роли медиатора.
Эта личностная черта хотя и связана с другими медиаторами, но сама
медиатором не является.
Специально для сторонников гендерного анализа: механизм влияния
образовательных семейных ресурсов на выбор дальнейшего образования
одинаков для мальчиков и для девочек.
В общем, при определенных усилиях школьник может выйти на более высокий
уровень при очень низких возможностях. Однако ошеломляющих результатов,
которые противоречили бы имеющимся данным о соотношении академических
достижений детей и уровня образования их родителей, получить так и не
удалось. Образовательные ресурсы семьи – это объективная данность, они
чрезвычайно значимы для дальнейших успехов детей, для планируемых и
фактически реализованных траекторий.
Тем не менее нам пора по-новому посмотреть на то, как именно
осуществляется влияние семейного капитала на будущее образование.
Исследователи ВШЭ доказали, что личные успехи школьника и его
намерения не являются просто функцией семейного образовательного
капитала, они играют роль каналов, по которым проводится эффект семьи.
Прямой эффект семейного ресурса без личностных медиаторов оказывается
незначимым. Личные достижения в обучении и намерение получить достойное
образование обладают определенной независимостью от семейного капитала
и могут это семейное влияние значительно усилить, ослабить или
изменить.
15-летние уже все для себя
решили
Итак, обобщенный механизм влияния семейных ресурсов на выбор
образовательной траектории после 9 класса теперь выглядит так.
Во-первых, прямой канал влияния семейного образовательного капитала не
используется, семейный ресурс действует только опосредованно, через
личную образовательную эффективность и намерения школьника. Во-вторых,
личная эффективность и амбиции школьника способны трансформировать
направление действия семейных ресурсов на итоговый выбор.
Для управленцев сферы образования, администрации школ и учителей этот
вывод означает, что, поддерживая или не поддерживая образовательные
достижения школьника и его намерения, мы трансформируем эффект
существующего капитала семьи. Школе по силам компенсировать
недостаточные образовательные ресурсы учащегося.
В-третьих, оценка школьником личной эффективности проявляет себя как
независимый агент уже в пятнадцать лет, когда молодой человек
экономически и социально еще полностью зависим от своей семьи. И
проявляется она не в ежедневных рутинных и мало что определяющих
решениях, а в пространстве долгосрочных жизненных выборов, подчеркивают
авторы исследования. Хватит пеленать наших школьников, они уже все
решают внутри себя.
Дальнейшие предположения авторов исследования касаются того, что
школьники, выбравшие одинаковую образовательную траекторию, но имеющие
разный уровень образовательных ресурсов, наверняка по-разному осознают
свой выбор и неодинаково представляют себе будущую образовательную
карьеру. Вероятно, что группа молодых людей, выбирающих «вопреки»,
имеют более ясные профессиональные перспективы по сравнению с теми,
кто страдает распространенным сейчас синдромом отложенного выбора и не
делает резких движений. Исследование обещает иметь
продолжение. Должно пройти несколько лет, чтобы еще раз спросить
девятиклассников о принятых ими ключевых решениях возраста.
Но и по предъявленным данным мы видим, что упрямцы, идущие к высоким
целям через все социальные преграды, находятся. И не благодаря
созданным условиям, а вопреки им. Условия же таковы, что общество все
больше расслаивается: одни подростки охвачены фатализмом из-за
нересурсности своих родителей, другие – непомерной гордыней и
амбициями, подкрепленными родительским статусом. Между ними вместо
стабильного уверенного центра – пропасть.