Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2014
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Куклы – мальчикам, танки – девочкам

О педагогических решениях, которые ничего не решают

Обновленные, дети и педагоги встречаются после зимних каникул. Чуть-чуть другие, восприятие чище, глаз острее. Это улучшает отношения, а взаимодействие, как известно, ключ к укреплению образования в голове ребенка. Да-да, в голове, потому что очень часто образование происходит где угодно, только не там, где ему место, – в голове ребенка. Идет по заезженной колее: у нас стандарт, а мы пассивны, все зависит от внешних норм и правил. В том числе от правил возрастного развития. Сказано: дети 10 лет могут освоить это, а то еще нет, значит, так и есть. И мы исподволь сокращаем поле активной среды развития: такова, мол, программа. Хотя конкретные ситуации (они-то и сплетают контекст образования) говорят нам о другом. Дети – творческие, исследующие, общительные, замкнутые, неуверенные, ответственные (думающие про ценности) – разные, по-разному принимают решения. И под каждого по идее нужен свой стандарт. Но насколько мы готовы к мысли о том, что стандарты должны формироваться из человека? Ровно настолько, насколько расположены наблюдать, примечать и разворачивать соответствующие действия. 
Пример я возьму из лекции немецкого профессора Фтенакиса, которую он прочел недавно в Москве.
У девочек, рассказывал профессор, очень рано проявляется склонность управлять поведением мальчиков, уже двухлетняя пытается командовать, и мальчикам это, конечно, не нравится. Они не хотят подчиняться, поэтому предпочитают не играть с девочками. Они играют между собой, девочки – между собой, а общую игру не находят. В результате восьмилетние девочки могут вести активное общение, у них есть площадка взаимодействия, а мальчики гораздо хуже вербализуют свои эмоции и, соответственно, хуже воспринимают чужие. Практически все пятнадцатилетние девочки превосходят мальчиков в коммуникативной компетенции, и это уже навсегда. Все видят эту закономерность – а что делают? Педагоги говорят: мы применяем гендерные подходы, стараемся дать куклы мальчикам, а технические игрушки девочкам. И что? Мальчики превратили коляску для кукол в танк, а девочки использовали краны, чтобы поболтать по телефону. То есть процессы разобщения только усилились. Корректировать ситуацию следовало бы через организацию общих игр и занятий, направленных на сплочение и интерес девочек и мальчиков друг к другу. А «пусть идет, как идет» – это не позиция педагога.
…Пример красноречив: каждая конкретная ситуация может стать рабочей для педагога, настроенного на самоэффективность: я могу, и будет результат. А начинается «я могу» с отношения к ситуации: мы ее либо объясняем себе, либо затираем. Во втором случае мы теряем шанс раскрытия потенциала ребенка, того самого «образования в голове».

Рейтинг@Mail.ru