Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Дмитриевский Петр

Алкоголь в школе: надо ли лезть в бутылку?

Вместо обвинений, упреков, разбирательств попробуем выстроить в школе и поддерживающую, и требовательную среду

Школьники во все более юном возрасте приобретают первый алкогольный опыт, и все больше подростков не понаслышке знают, что такое психоактивные вещества. Реальность такова, что очень многие учителя рано или поздно сталкиваются в дверях класса с учеником, от которого пахнет алкоголем. Или запаха нет, но ведет себя подросток как пьяный. Чаще всего первая реакция бывает спонтанной: устроить разбирательство, вызвать родителей... Действия сколь энергичные, столь же и бесполезные. Если же мы на самом деле хотим, чтобы как можно меньше наших учеников знакомились с алкоголем и психоактивными веществами, нужно разобраться, почему они это делают и что мы можем этому противопоставить.

Эпатаж, или Легкий способ получить желаемое

Подросток пришел в школу в состоянии опьянения. И это уже не в первый раз... По поводу подобной ситуации педагоги и родители часто обращаются за помощью к специалистам. Но для начала давайте выясним, зачем он это сделал.
Для одних выпить и появиться в таком виде перед взрослыми – это социальный жест. Подросток тем самым говорит окружающим: «Вы больше не имеете надо мной власти». Если причина в этом, то для ее решения нужно обсуждать распределение власти в детско-взрослом сообществе, анализировать проблемы в отношениях учителя с классом. Возможно, самые непокорные начинают таким асоциальным поведением реагировать на авторитарный стиль учителя. Или, наоборот, неосознанно сигнализируют педагогу о его излишней мягкотелости, призывают установить границы, которых не хватает.
Для других подростков это способ взаимодействия со своим состоянием. Кто-то хочет просто получить удовольствие, но других способов не знает или почти не знает, и опьянение становится единственным средством порадовать себя. Кому-то алкоголь и наркотики помогают справиться с проблемами. Опьянение воспринимается как универсальный ответ на все трудные вопросы: снижается чувствительность, приходит ощущение легкости, всемогущества. Подросток склонен повторять эту схему и в следующий раз, когда появится желание получить удовольствие или при возникновении трудностей. Способ получить желаемое закрепляется.

Реакция взрослого

Педагоги и родители, столкнувшись с подобной ситуацией, испытывают похожие чувства: испуг и тревогу. Часто примешиваются вина и стыд: «Я плохой учитель или родитель, не так себя веду с ребенком…» Иногда у педагога возникает соблазн обвинить учеников – «трудный класс». Или семью: «И я все делаю как надо, и дети хорошие, но в семье воспитывают неправильно». Такие обвинения подпитываются традицией: учитель всегда отвечает «за все». Именно путаница в разграничении обязанностей, непомерные требования и гиперответственность провоцируют подобную реакцию. Встречается и другая крайность: бессилие у тех, кто готов взвалить на себя безграничную вину.
Взаимные обвинения и самоедство помогают взрослым справиться с тревогой, но не улучшают ситуацию с подростком.
С точки зрения пользы для подростка и взрослого педагогу нужно попробовать разобраться, что стоит за асоциальным поведением подростка, какие потребности тот пытается удовлетворить таким «кривым» способом. Это может быть потребность в новых острых ощущениях, переживаниях; желание быть принятым сверстниками (эпатажное поведение ценится в некоторых компаниях); быть взрослым: «Я решаю, что мне делать». Если посмотреть на сами потребности, в них нет ничего плохого. И мы можем предложить школьнику альтернативные способы их удовлетворения.
Стыд и вина – эти первые, застилающие глаза эмоции, могут помешать и в дальнейшей работе. Взрослый должен смириться с тем, что не может полностью контролировать жизнь подростка. У подрастающего человека всегда остается достаточно возможностей влиять на свою жизнь, в том числе и наносить себе вред. А полномочия родителей и педагогов имеют ограничения.
Это неприятная, раздражающая мысль, и чтобы осознать истинное положение вещей, потребуется внутренняя работа. Очень наглядным может оказаться простой способ: взять лист бумаги, разделить его на две части и записать «за что в жизни и поведении подростка я отвечаю» и «что за пределами моих возможностей». Если подойти к перечислению честно, то вторая часть наверняка окажется довольно объемной. Ведь взрослый не может контролировать мысли, желания, результат выбора, влияние тех людей, с которыми общается подросток в разных сферах своей жизни.

Избегая конфликта, мы наносим ущерб подростку

Однако это не означает, что от педагога ничего не зависит. Наоборот, учителя, если возьмутся за то, что им под силу, могут сделать очень многое. А школа станет местом, где устанавливаются определенные правила и для нарушителей наступают неотвратимые последствия.
Последствия, испытанные сполна, вообще очень отрезвляющая вещь. И нужно дать человеку пережить их. Поэтому, когда школа старается замять неприятный случай, проявление подобной заботы наносит только урон.
Опыт показывает, что взрослые иногда делают вид, что не видят, в каком состоянии находится подросток. Это происходит из-за нежелания ввязываться в неприятную историю, конфликт или из страха испортить репутацию. Но чаще – из сочувствия. Однако желание смягчить последствия делает невозможным грамотное педагогическое воздействие. Причем в тот момент, когда оно остро необходимо.
Лучше всего, если в школе существуют ясные правила и обязательные последствия. Всякая недоговоренность, размытость, мутная ситуация – питательная среда для рецидивов.
Пусть подросток отдает себе отчет, что все взрослые в школе настроены сделать ситуацию явной. В случае неприятного инцидента его остановят: «Я вижу, что ты нетрезв. Это нарушение правил». Педагогам придется научиться распознавать признаки и наркотического опьянения.
Чтобы не давать повода для голословных обвинений, в медицинском кабинете должны быть диагностические средства. Понятно, что на подобную процедуру уходит время, ученик опаздывает на урок, но это действительно важно. Если предположение учителя подтвердилось, необходимо подключить социального педагога, психолога, известить родителей. Причем важно не обвинять, не запугивать семью, а просто информировать.

Последствия – неприятные, но не унизительные

Если ученик нарушил правила, педагоги не могут просто пожаловаться родителям и на этом успокоиться. Школа и семья – два значимых пространства в жизни ребенка. Они должны согласовывать свои действия, но каждый отвечает за порядок на «своей территории»: логично нести ответственность там, где ты нарушил правила.
Санкции, которые будут применяться, нужно непременно обсудить с родителями, иначе могут возникать конфликты, жалобы, конфронтация. Это может быть посещение консультации в психологическом центре или какие-то обязательные хозяйственные работы в школе. При этом все – подростки, родители, педагоги – должны ясно понимать, что не слишком приятная работа по уборке, например, – это не месть и не унижение.
В удержании этой смысловой и эмоциональной планки педагог должен быть особенно точен. В нашей культуре по умолчанию считается, что если люди в хороших отношениях, то ни о каких требованиях речи быть не может, а тот, кто твердо стоит на своих позициях, жесток и враждебен. Но учителю нужно освоить необычную для нашего общества позицию: «Я отношусь к тебе хорошо, но этого не разрешаю». Доброжелательность должна сочетаться с ясными границами. Если хоть раз выполнение санкций будет выглядеть как потеря уважения, о воспитательном эффекте можно забыть.

С чего начать

Любое новое ограничение, правило не приживаются в школе за один день. Нужно объяснить ученикам суть проблемы, перечислить эпизоды, которые вынуждают ввести подобные меры, сообщить об опасных последствиях. Обсуждая правила, лучше сначала разговаривать по классам, а затем заключить общий договор в параллели, например. Внутри класса можно условиться, что только в первый раз вы можете ограничиться разговором с глазу на глаз. После повторного нарушения придется и родителей информировать, и к психологу идти.
Сообщая о новых правилах, нужно акцентировать внимание не на своей власти, а на смыслах, внутренней логике происходящего. Подростки очень чувствительны к справедливости и проявлению власти взрослыми.
И конечно, невозможно ограничиться пресечением нежелательного поведения. Лучше всего предупреждать употребление психоактивных веществ.
Можно создать при школе систему альтернативных площадок, где подростки смогут поболтать вместе с приятелями, послушать музыку. Такие площадки не должны быть пафосными и очень затратными. И если двое-трое коллег возьмутся вести что-то подобное (кружок, клуб, театр, рукодельные посиделки), хорошо бы остальные педагоги помогали им чем возможно, поддерживали, «рекламировали» в своем классе, выказывали одобрение тем, кто там занимается.
Тем, кто пытается боль и проблемы заглушить социально неприемлемым способом, помочь сложнее. Вряд ли в этом случае подойдет что-то, кроме личных отношений. Нельзя ни требовать, ни ожидать от учителя, что он найдет силы для таких отношений со всеми учениками своего класса. Но если он чувствует потребность ребенка в доверительных отношениях, ему нужно помнить, что разговоры о личных трудностях обычно сопровождаются смущением. Человек стыдится своей несостоятельности, а подросток – особенно. Значит, разговор должен происходить в психологически безопасной ситуации.
Подросток уверен, что его драматическая ситуация уникальна, что у него не хватит сил с ней справиться и он одинок перед трудностями. В процессе разговора взрослый, которому подросток доверяет, не столько дает советы по поводу разрешения проблемы, сколько доказывает: человек и мир устроены так, что у нас есть способы справиться с бедами и проходить через трудности. Можно рассказать о своем юношеском опыте, когда проблема сначала казалась неразрешимой; помочь подростку вспомнить, как он справлялся с трудностями. Используя свои внутренние силы, помощь близких – и ясную голову. 

Рейтинг@Mail.ru