Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Кленицкая Инна

Никто не потерян для добра

Путь из потемок начинается не с назидательного, а с воодушевляющего человеческого слова

Заставить или привлечь?

Часто приходится видеть, как мамы, чтобы вернуть заигравшихся детей со двора, с детской площадки, начинают кричать и даже угрожать. Или тащат изо всех сил упирающегося и плачущего малыша. А ведь куда как проще отвлечь ребенка, что-то ему рассказать.
На днях я была свидетелем маленькой доброй «истории». У молодой воспитательницы дети, играя в соседнем с детсадом сквере, никак не хотели возвращаться в садик. Тогда девушка взяла двоих за руки и начала, направляясь к садику: «А вы знаете, что однажды случилось на одном необитаемом острове? Русский путешественник...» Не знаю, про какой остров и про какого путешественника она рассказывала, но дети тут же пошли за ней.
Конечно, всем, кто имеет дело с детьми, нужно знать немало сказок, загадок, интересных историй – их можно почерпнуть отовсюду, хоть из журнала «Вокруг света», ну а как же иначе?

Презумпция хорошести

Помню, я училась классе в третьем. После уроков мы, несколько одноклассниц, возвращались по домам. Шли через двор. Вдруг впереди – группа мальчишек. Кричат нам: «А ну марш отсюда!» И палками размахивают. Девчонки мигом разбежались. А я слишком неповоротлива и медлительна, чтобы вовремя убежать. Можно, конечно, повернуться и тихонько пойти назад – авось не тронут. Но какая-то сила толкает меня прямо к орущей стайке. Медленно подхожу, останавливаюсь и вежливо говорю: «Мальчики, ведь этот двор не ваш, а для всех. А если я вам мешаю, то могу обойти по улице. Только тут ближе». Мальчишки удивленно замолкают и пропускают меня. А я радуюсь своей победе. С тех пор пришла ко мне вера в силу доброго слова.
И вот недавно иду через сквер. Медленно иду, ведь я уже с палочкой. Посреди дороги, перегораживая ее, стоят подвыпившие парни, громко разговаривают, пьют пиво из бутылок. Люди опасливо косятся на них и обходят стороной. Некоторые бросают неодобрительные реплики. Я подхожу и доброжелательно спрашиваю: «Ребята, дадите проехать?» Расступаются, приветливо смотрят, а один со словами: «Мать, дай я тебе руку поцелую» – берет мою руку и целует. За что благодарит-то? За приветливое слово, по которому, видно, соскучился. Я прохожу и так же доброжелательно говорю: «Вы бы, ребята, чуток в сторону отошли, а то прохода нету». Они отходят...

Никто не потерян для добра…

Недавно я прочитала репортаж об Александре Петрынине, директоре хабаровского интерната для детей из неблагополучных семей, который каждый успех воспитанника встречает словами: «Поздравляю тебя, сыночка!» Первый раз эти слова были сказаны 10-летнему мальчонке, который признался: «Вчера из школы шел, вижу – старушка морковку выбирает, а кошелек на прилавке. Я хотел стащить, а потом подумал, как вы говорили: а если бы это была моя бабушка? И не стащил…»
А когда после первой ночи в интернате дети проснулись, каждый мальчик на своей подушке увидел конфету. Ранним утром ее положил директор!
Я поделилась этими историями с коллегой, а он рассказал мне, как шел недавно к метро и увидел, что у входа двое нищих били одного, а еще один стоял рядом, равнодушно наблюдал. Конечно, можно было вызвать полицию. Но он-то учитель и поступил по-другому. Подошел и преувеличенно вежливо обратился к компании: «Господа, вы тут, наверно, всё знаете. Подскажите, пожалуйста, как лучше добраться до “Полежаевской”». Ошалев от непривычной вежливости, мужчины отстали от избиваемого, тот встал, и они все вместе стали объяснять дорогу. Мой коллега дал им немного денег, и умиротворенная компания мирно пошла своей дорогой.
Так ведь это – взрослые. Что говорить о детях! Иной «трудный» ребенок из неблагополучной семьи не то что слова ласкового не слышал, а даже к обращению по имени не привык. Он для родителей «мерзавец» и «п...к» – сама знаю такую семейку. И мы, учителя, подчас жалеем для него приветливого слова. Говорим: «трудный ребенок». А кто тут на самом деле трудный? Недобрый? Скупой на сочувствие?

 …а зло – всегда под рукой

Узнала, что в спальне подготовительной группы детского сада воспитательница повесила на видное место ремень. Как? Зачем? «А они слов не понимают!» Ох уж это наше расхожее «слов не понимают»! Разумеется, «не понимают», если за словами, обращенными к детям, нет добрых дел, а только требования, порой трудно выполнимые, или нереальные условия.
 Несколько месяцев назад были уволены директор и воспитатель поселкового интерната за систематическое рукоприкладство. Воспитанники – в основном 15–16-летние парни – конечно же «слов не понимают». Шумят до полуночи, орут песни, устраивают драки, курят. Им что, нечем заняться? Есть! Оказывается, ведется спортивная секция. Но ничего кроме! А ведь это ненормальные условия, когда нет выбора занятий. Это касается не только интернатов.
Несколько месяцев назад пресса писала о женщине, которая усыновила двоих подростков, но была горько разочарована тем, что они не желают посещать кружки, куда она их записала – ИЗО, шахматы, исторический, – «не могу заставить». И невдомек ей, что нельзя навязывать подросткам занятия по собственному выбору, не выяснив склонности и желания ребят. Может, им нравится парусный спорт, верховая езда, туризм?

Как не обидеть добрым словом

Важно даже не само доброе слово, а та оправа, в которой оно заключено. Если мы готовы считаться с человеком, то искренние, добрые слова всегда найдутся. И как же они необходимы детям!
И вот последняя сценка: в автобус входит старушка, стоит рядом с парнишкой. Он видит, но, как говорится, «хоть бы хны». Пассажиры переглядываются. Эх, думаю, сейчас начнется: «совсем совесть потеряли», «нынешняя молодежь». Пока я соображаю, что бы такое «действенное» и необидное сказать мальчишке, к нему наклоняется стоящий рядом мужчина и что-то тихо на ухо говорит. Подросток вскакивает…

 

Рейтинг@Mail.ru