Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Поликарпова Дарья

Оценка одаренности: креативные подходы

Психологи ищут нетрадиционные критерии и умные инструменты

Задача выявления одаренных детей и организации работы с ними поставлена перед педагогами со всей определенностью: ресурсов учить хорошо всех у государства не хватает, а значит, разумно вложиться в «перспективных».Соответственно, востребованы методики определения одаренности. Есть ли они у современных психологов? Мы составили краткий обзор подходов, побывав на одной из секций Международной научной конференции «Человек, субъект, личность в современной психологии», которая прошла в октябре в Институте психологии РАН.

Психометрия на марше

Принято считать, что одаренность напрямую зависит от уровня интеллекта. Ну а измерение интеллекта уже подвластно психологам – огромный арсенал психометрических методик к услугам исследователей, мечтающих «поймать» одаренность.  
По словам доктора психологических наук Марины Холодной, психометрический подход к одаренности не должен довлеть над другими, как это случилось на Западе: засилье интеллектуальных тестов, формализация сложного явления – это побочные эффекты увлечения психометрией.
Какие же подходы – другие?
Доктор психологических наук Диана Богоявленская предложила посмотреть на одаренность через призму развития деятельности:
– Как правило, через тесты к интеллекту ребенка никак не пробиться. Если дать ему ряд однотипных задач, можно отследить уровень обучаемости: как быстро он усваивает технологию решения, на каком этапе выходит на категориальный уровень решения задач.
Следующий этап – как только ребенок усваивает тип задачи, он начинает либо скучать, либо получать удовольствие от своего нового знания: анализировать систему, выходить за пределы задачи, проводить аналогии, даже выводить законы и делать открытия. Вот это и есть развитие деятельности, и именно здесь кроется тайна одаренности.
Причем, оказывается, у всех одаренных детей, развивших деятельность до высокого уровня, наблюдается высокий уровень нравственности.
– Чтобы посмотреть на мир, нужно забыть о себе. Когда в одаренном ребенке перестает говорить его гордость: «ай, да я… вот я какой молодец», когда возникает желание привнести в мир что-то новое и полезное, когда есть охваченность восторгом от собственного решения – тогда мы можем говорить и о гениальности, – уверена Диана Борисовна.

Загадочные «звездочки» детского сада

Одаренных требуют выявлять как можно раньше. Старший научный сотрудник Психологического института РАО Елена Белова рассказала об особенностях проявления одаренности у дошкольников. В исследовании участвовали триста десять детей в возрасте пяти-шести лет, к ним применяли блок методик, включая наблюдение, игровые техники, беседы с воспитателями, но ядром исследования стали тест Торренса на креативность «Дорисуй фигуры» и интеллектуальный тест.
Явные признаки одаренности были найдены у шестидесяти детей – пятая часть. Одиннадцать из них очень перспективны.
– Этих детей видно сразу, – объясняет Белова, – их указывают как одаренных и родители, и воспитатели. Еще двадцать пять дошкольников показывают отличные результаты по интеллектуальным тестам, но слегка не дотягивают по Торренсу. Как правило, эти дети – любимчики в группе, воспитатель привык на них опираться, ставить их в пример. А еще двадцать четыре человека – самая загадочная группа. Воспитатель едва бы назвал их одаренными или даже способными. Но тест показывает, что творческие способности у них чрезвычайно высоки. Другое дело – интеллект может не дотягивать до среднего… У этих детей трудности с речью, поведением. Их таланты не только не замечают в раннем детстве, но и держат за неудачников. К сожалению, мой прогноз неутешителен: если только его не подхватят родители, у такого «незаметно одаренного» ребенка не остается ни малейшего шанса. Наша система работать с такими не может…

Мерцающие светила из начальной школы

С 2009 по 2012 год Татьяна Архиереенко из Великого Новгорода отслеживала динамику креативности у детей младшего школьного возраста. Дети решали стандартный тест – дорисуй незаконченную фигуру и назови рисунок.
– Мы оценивали мышление детей по четырем параметрам: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Пятый параметр – оценка названия, которое дети придумывали к фигурам.
Исследование показало, что как беглость, так и гибкость мышления у младших школьников совершают кульбит: от первого ко второму классу значительно падают, в третьем – стремительно возрастают, в четвертом – оказываются на уровне первого класса или чуть выше. Зачем учились? Оригинальность мышления тоже во втором классе попадает в провал, зато к четвертому дает существенный прирост. Что касается разработанности мышления, внимания к деталям, мелким штрихам и нюансам, то ее в начальной школе теряют большинство учащихся. Единственный показатель, в котором наблюдается уверенный равномерный рост – это называние картинки: в четвертом классе дети давали образные, яркие названия: «разбитое сердце», «цепь времен»...
– Мы можем сказать, что второй-третий класс – время угасания первичной, или наивной креативности, начинается эра культурной креативности – когда ребенок своими оригинальными решениями угадывает ожидания окружающих.

Подростки: мотивация – мать одаренности?

Многие психологи считают, что «западание» креативности у второклассников связано не с естественными причинами, а с катастрофическим падением мотивации.
Исследование Натальи Локаловой было посвящено формированию внутреннего мотива учебной деятельности у учеников седьмых и десятых классов. Сначала у всех определили исходный уровень интеллекта, затем в одной группе провели общеразвивающий учебный курс, потом снова измерили уровень интеллекта и мотивации у всех. И у тех, кто участвовал в развивающей программе, повысился не только уровень интеллекта, но и мотивация, в то время как у контрольной группы мотивация даже снизилась. То есть мотивация растет вместе с интеллектом и вместе с ним же падает.
Однако говорили и о том, что успехи ребенка определяются свойствами личности. Какими? Профессор МГУ Галина Глотова представила результаты исследования, доказывающего связь между успешным решением малых творческих задач у старшеклассников с их личностными особенностями. Ученые обнаружили: творчески одаренные дети оказываются еще и самыми тревожными, нетерпимыми к ситуации неопределенности, ориентированными на избегание стрессовых ситуаций.
– Умение переносить неопределенность является не плюсом, а минусом к творческому потенциалу, – делает вывод Галина Глотова. – Тревожный ребенок старается работать, чтобы избежать тех самых неопределенностей, и тем стимулирует свой интеллект.
Заведующая кафедрой общей психологии Южно-Уральского государственного университета Вера Грязева–Добшинская дала теме неожиданный поворот: отношение талантливого подростка к своему дару. Большинство одаренных детей придерживаются жизненного сценария «победителя», что само по себе ожидаемо. Ведь работа с ними и сводится к целенаправленному воспитанию победителей.
– А вообще-то одаренные дети больше тяготеют к гармоничным, открытым сценариям, готовы к жизнетворчеству. Они доказывают нам, что современный одаренный человек – это не чудак, которому обязательно нужны советчики, а действующий субъект, хозяин своей жизни.
О том, что одаренные могут и даже должны сами управлять своей деятельностью, иначе они не будут продуктивны, говорили и другие ученые. Если метакогнитивные способности есть (или их помогли сформировать), мышление разработано, есть навыки тайм-менеджмента, самоорганизации, то и интеллект высокий.

 Значит, все-таки интеллект?

Увы, ловить одаренность наука готова пока именно через ум человека. Хотя это немало. Доктор психологических наук Елена Волкова рассказала о возрастной динамике показателей интеллекта. До пятнадцати лет невербальные функции интеллекта развиваются активнее вербальных, в качестве стержня для мыслительной деятельности выступает оперативная память. В пятнадцать – вербальные функции стремительным скачком догоняют невербальные, появляется склонность к категориальным обобщениям.
– Если в четырнадцать лет в структуре интеллекта человека царит полный хаос, то в пятнадцать наблюдается тенденция к структурированию, и только к девятнадцати годам мы видим у молодого человека классическую, сложившуюся картину интеллекта.
А хорошо сформированная интеллектуальная структура – это наш стержень, в какой-то мере даже гарант здоровья в пожилом возрасте.

Рейтинг@Mail.ru