Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Миркес Мария

Солнце встает в... центре класса!

Новые орбиты внеурочной деятельности

Составляя карту школьного года, педагоги не всегда знают, как обойтись с разделом «внеурочная деятельность». Иногда, следуя шаблону, эти часы отдают для организации кружков: хореография, краеведение, хор... В условиях маленькой сельской школы это, наверное, разумно. Но в городе, где есть хотя бы один дом детского творчества, такое дублирование вряд ли оправданно.
Специалисты красноярской Школы антропоники предлагают педагогам, с которыми сотрудничают, идеи относительно того, как использовать эти несколько часов в расписании, чтобы учеба за пределами урока стала привлекательным для ребенка сплавом аттракциона с интеллектуальной деятельностью.

Долой парты и стулья

Внеурочные часы не так жестко зарегулированы, как учебное расписание. Поэтому можно насытить их формами, более соответствующими детской природе. Устоявшийся образ школьника, даже учитывая некоторые вариации последних лет, – это ребенок, сидящий за партой. Он читает, пишет, воспринимает информацию от учителя и отвечает на его вопросы. Между тем ребенок – существо подвижное, активное и любознательное. А современные дети еще и большие любители многообразных развлечений, главным образом интерактивных.
Поэтому – долой парты и стулья. Изучать новый материал, осваивать методы познания, доводить до требуемого уровня навыки, заниматься повторением можно и нужно в движении. Не игнорируя, а привлекая в союзники телесную природу ребенка и его игровые предпочтения.

Устный счет для альпиниста

В числе требований к результатам школьного труда ребенка довольно много навыков, которые наращиваются регулярными тренировками. Устный счет, например, или орфографические правила, таблица умножения и правописание словарных слов. Осваивая их, нужно постоянно упражняться, но совершенно не обязательно делать это уныло. Чемпионат по устному счету превратится в азартное испытание, если проводить его... на скалодроме. Повиснув «над пропастью», складывать и вычитать несколько труднее, зато неизмеримо интереснее. Если поблизости нет скалодрома, подойдет веревочный парк или спортивный городок. Эта форма не только дает возможность натренировать учебные навыки, но и заставляет одновременно удерживать несколько разнохарактерных задач, задействовать параллельно память, внимание, координацию, ловкость.
Еще одна идея – сделать движение непосредственным инструментом осознания. Для ее воплощения вообще не нужно никакого оборудования. Только сами дети, изображающие изученные на уроке процессы или явления. Например, Солнечную систему.
Получив такое задание и объединившись в группы, ученики должны сообразить, сколько элементов будет в их модели (Солнце плюс планеты), как они располагаются в пространстве друг относительно друга, как движутся. Первые же пробы наверняка покажут, что большинство учебного материала выучено, но не понято. Например, детям трудно осознать, что Земля, совершая большой круг вокруг Солнца, должна довольно быстро вертеться вокруг своей оси. И сделать таких оборотов нужно не сколько вздумается, а ровно триста шестьдесят пять. Для лучшего осознания можно задавать вопросы, поставив «на паузу» всю небесную механику: «У тебя на носу сейчас день или ночь?» И ребенок выстраивает логическое рассуждение: если он замер лицом к Солнцу, то день; если спиной – ночь.
В зависимости от подготовленности детей инсценировку можно усложнять: от неподвижной схемы переходить к вращению, соблюдать масштаб и даже направить из другой галактики комету, которая тоже летит не как попало, а (оказывается!) по гиперболе.
Группы демонстрируют свои модели по очереди. Экспертом для первой становится вторая, для второй – третья и так до последней, которая должна учесть и не повторить все отмеченные ошибки и неточности. Если за демонстрацию начисляются баллы, снимать их имеет смысл только за повторение чужих ошибок. А начисляются баллы в том числе и за содержательную экспертизу.
В такой форме можно проводить даже зачет по изученной теме, поскольку моделирование легко применимо в разных учебных областях – от словообразования до химических реакций. Оценивать лучше всю группу по коллективному результату и привлекать экспертов – коллег, студентов-практикантов, родителей.

Как измерить гусеницу

Без родителей в качестве партнеров будет трудно обойтись, если взяться за более организационно сложную форму – полевое мини-исследование. Собираясь с классом в лес или на речку, лучше привлечь хотя бы еще одного взрослого. Кстати, совсем не обязательно в роли администратора по бытовым вопросам. Если намечено биологическое исследование, то мама, работающая врачом или агрономом, вполне возможно, будет полезнее в роли эксперта.
Лесная поляна или берег реки таят в себе слишком много соблазнов. Взрослым, особенно на первых порах, придется напоминать об учебной задаче тем, кто погнался за лягушкой или засмотрелся на стрекозу. В то же время полевые условия создают естественные трудности для организации рабочего места. Дети совершенно не привыкли делать это самостоятельно: в школе и дома мы все организовали за них. Здесь же нужно не забыть блокнот, ручку, планшет; уметь расположиться так, чтобы было удобно.
Не говоря уже о том, что придется решать множество мелких задач. В стакане сидит гусеница. Ее нужно измерить, посчитать количество ножек и с помощью определителя узнать, кто это. Первый же вопрос ставит в тупик: как можно измерить существо, которое постоянно извивается? Зачастую первым предложением бывает «убить и спокойно измерить». В этом случае приходится напоминать, что биология – это наука о живом. И начинается поиск способа, к которому незазорно присоединиться и взрослым. Это ведь интересно: в кои-то веки не знать единственно правильного ответа. Для детей это тоже новый опыт. Начиная с того, что они впервые имеют дело с живым объектом, а не нарисованным в учебнике.
Важным продолжением становится работа с определителем в классе, оформление и представление результатов исследования. Чтобы защита была полноценной, придется пригласить гостей из числа родителей или другой класс из этой параллели. Особенно интересно получится, если оба класса делали схожие исследования. Тогда вопросы будут действительно содержательными, а интерес – неподдельным.

Внеурочный учитель

При освоении подобных форм учителю придется стать тоже немножко «внеурочным». Организационно такая работа не представляет особой трудности. Подготовки и оборудования – минимум. Но при этом довольно серьезно меняется позиция педагога.
Ему нужно привыкнуть к мысли о том, что не стоит конкурировать с другими источниками информации. И использовать сильные стороны педагогического образования и накопленного опыта. Учитель хорошо чувствует возможности ребенка, прогнозирует развитие образовательных и коммуникативных ситуаций, владеет разнообразием форм и умеет их модифицировать в зависимости от задачи. Ему остается лишь подыскивать необходимые ресурсы и дирижировать образовательным процессом. Подобная деятельность ближе к тьюторству, чем к традиционному обучению: выявить интересы ребенка, найти источники информации (специалистов, музеи, медиа...), предложить рациональные формы и сопровождать процесс познания. Тьюторство такого рода может быть и предметным, и полипредметным.


Если вы решили попробовать, то...

…нужно учитывать возрастные особенности. Подобные формы лучше всего использовать, работая с детьми с третьего по седьмой класс. Для старших ребят подойдут другие форматы.

…придется настроить себя на то, что ошибки детей – это нормально. Конечно, тяжело смотреть на то, как неуклюже и вопиюще безграмотно моделируют твои ученики только что пройденный материал. Особенно первая группа. Самое трудное при этом – сдержаться. Не посыпать голову пеплом, не укорять и не одергивать детей. Ничего страшного не происходит.

…при сопровождении исследовательской группы взрослым лучше разделить функции. Тот, кто обеспечивает безопасность, вряд ли сможет погрузиться в экспертную работу. А ученому, обсуждающему с юными коллегами содержательные вопросы, не к лицу суетиться по поводу шерстяных носков или резиновых сапог.

…обучение в движении непременно расширит круг лидеров. Вернее, изменит картину успешности–неуспешности в классе. Вперед выдвинутся шустрые и сообразительные, которым в обычном режиме непоседливость скорее мешала стать примерными учениками. А вот традиционные отличники, привыкшие работать лишь с вербальной информацией, могут почувствовать себя не в своей тарелке. Учителю придется подумать о специальной педагогической работе, чтобы их обида, недоумение, разочарование не имели негативных последствий.

…непривычным и нервирующим учителя может быть шум во время подобных занятий. Когда дети заняты интересующей их деятельностью, они действительно шумят: обсуждают, договариваются. И учитель, сумевший подавить в себе рефлекс наведения тишины, очень скоро научится отличать рабочий шум от праздной болтовни по уровню и тембру звука. Кстати, причину шума на первых порах придется объяснить и администрации, если вопрос такой возникнет.

…в качестве одной из форм внеурочной деятельности можно использовать проекты. Но не ограничиваться при этом лишь «бумажными» результатами. Пусть проект будет направлен на изменение среды, окружающей ребенка. Можно разбить цветник, преобразить участок школьного двора или часть школьной рекреации. Или, например, разрисовать унылые стены гаражей, мимо которых дети каждый день идут в школу. Согласовать это с владельцами, как показывает опыт, не так сложно. Любое из этих занятий дает простор для попутных небольших исследований и консультаций со специалистами соответствующего профиля.

…мощным и сравнительно доступным ресурсом могут стать родители. Хотя привлечение их тоже потребует определенного подхода. Если взрослые понимают смысл своего участия; если им интересна предложенная роль (эксперта, например); если их не эксплуатируют сверх меры, родители охотно становятся участниками образовательных событий.

…повысить привлекательность вне­урочных занятий можно с помощью фотоотчетов. Вывешивая фотографии на стене в школьном коридоре и придумывая подписи к ним, школьники еще раз переживают лучшие моменты групповой работы и личных открытий. Готовя первые выпуски, основную тяжесть организации возьмут на себя взрослые, но дети довольно быстро и охотно займут их место.

Рейтинг@Mail.ru