Пролог к новому учебному году
Всего несколько дней остается до августовской встречи,
во время которой трогается с места маховик учебного года.
Педагоги и управленцы вносят последние изменения в распределение
нагрузки, намечают глобальные цели на год и локальные задачи,
договариваются о взаимодействии с коллегами, примериваются к новым
ФГОСам. Пожалуй, самым непривычным и не очень понятным будет
планирование работы в соответствии с новыми стандартами образования.
Трудность в том, что это не дополнительные требования, прибавившиеся
к старым. Это взаимодействие учителя с учеником, выстроенное на новых
основаниях: в центре его не предметная логика, а логика развития
ребенка. И для того чтобы перестроиться, учителю нужно сформулировать и
проанализировать свои профессиональные установки. Без суеты и спешки,
наедине с собой, а лучше в диалоге с авторитетным и тактичным
собеседником.
Поэтому в последние дни отпуска мы предлагаем провести несколько часов
в мысленном диалоге с авторами самых интересных книг по педагогике
и психологии, изданных в последние годы. Они советуют посмотреть
на ребенка (нерадивого ученика, левшу, нарушителя норм и правил, панка,
лентяя...) с необычной позиции, взглянуть на мир его глазами, ощутить
его сомнения и трудности, которые в круговерти нагрузок и жестких
требований подчас не улавливаются взрослым взглядом. Это помогает
добраться до истинных мотивов раздражающего поведения и плохой учебы.
Ведь многие детские проблемы зачастую усугубляются поведением,
отношением и словами взрослых. Подчас мы (из самых лучших побуждений!)
хотим добиться послушания – и закручиваем гайки; пытаемся победить
неуспеваемость – и бесконечно ругаем за неаккуратность,
невнимательность, отсутствие интереса; желаем добра ребенку –
и ссоримся с его родителями; боимся, что «нехорошая» компания не
доведет подростка до добра – и прибегаем к жестким запретам. А в итоге
получаем прямо противоположные результаты.
…Совсем скоро наши ученики снова придут в класс, рассядутся напротив. И
новенькие, и те, которых, кажется, знаешь как облупленных, честолюбивые
отличники и не ждущие ничего хорошего от жизни аутсайдеры. Кто-то
расстался со статусом единственного ребенка в семье и стал старшим
братом или сестрой, кто-то обзавелся ярко-зеленой шевелюрой и
пирсингом… Возможно, чуть лучше понять их и выстроить деловые,
доброжелательные отношения помогут размышления опытных педагогов
и психологов, собранные в этом номере.