Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2013
Вместо предисловия

От редакции

Пролог к новому учебному году

Всего несколько дней остается до августовской встречи, во время которой трогается с места маховик учебного года. Педагоги и управленцы вносят последние изменения в распределение нагрузки, намечают глобальные цели на год и локальные задачи, договариваются о взаимодействии с коллегами, примериваются к новым ФГОСам. Пожалуй, самым непривычным и не очень понятным будет планирование работы в соответствии с новыми стандартами образования. Трудность в том, что это не дополнительные требования, прибавившиеся к старым. Это взаимодействие учителя с учеником, выстроенное на новых основаниях: в центре его не предметная логика, а логика развития ребенка. И для того чтобы перестроиться, учителю нужно сформулировать и проанализировать свои профессиональные установки. Без суеты и спешки, наедине с собой, а лучше в диалоге с авторитетным и тактичным собеседником.
Поэтому в последние дни отпуска мы предлагаем провести несколько часов в мысленном диалоге с авторами самых интересных книг по педагогике и психологии, изданных в последние годы. Они советуют посмотреть на ребенка (нерадивого ученика, левшу, нарушителя норм и правил, панка, лентяя...) с необычной позиции, взглянуть на мир его глазами, ощутить его сомнения и трудности, которые в круговерти нагрузок и жестких требований подчас не улавливаются взрослым взглядом. Это помогает добраться до истинных мотивов раздражающего поведения и плохой учебы.
Ведь многие детские проблемы зачастую усугубляются поведением, отношением и словами взрослых. Подчас мы (из самых лучших побуждений!) хотим добиться послушания – и закручиваем гайки; пытаемся победить неуспеваемость – и бесконечно ругаем за неаккуратность, невнимательность, отсутствие интереса; желаем добра ребенку – и ссоримся с его родителями; боимся, что «нехорошая» компания не доведет подростка до добра – и прибегаем к жестким запретам. А в итоге получаем прямо противоположные результаты.
…Совсем скоро наши ученики снова придут в класс, рассядутся напротив. И новенькие, и те, которых, кажется, знаешь как облупленных, честолюбивые отличники и не ждущие ничего хорошего от жизни аутсайдеры. Кто-то расстался со статусом единственного ребенка в семье и стал старшим братом или сестрой, кто-то обзавелся ярко-зеленой шевелюрой и пирсингом… Возможно, чуть лучше понять их и выстроить деловые, доброжелательные отношения помогут размышления опытных педагогов и психологов, собранные в этом номере.