Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


«Анализируя первую четверть, я вижу...»

Фрагменты творческих учительских отчетов

Скептики скажут: авторство, свободная форма отчета – это нашим преподавателям не под силу. Вместо подведения итогов начнут люди говорить ни о чем. Вместо обсуждения собственных проблем предъявят претензии всем подряд, детям, родителям, администрации, министерству… Но вот чудом сохранившиеся примеры учительских размышлений о «проделанной работе». Разве не содержательно? А уж о пользе для педагога и говорить нечего.

Химия

Успехи:

1. Осуществилась моя мечта: подготовил детей 10 и 6 классов для проведения уроков природоведения в начальной школе. Мои предложения были просты: показывать опыты по химии, повторяющие учебник по окружающему миру, и опыты, расширяющие знания, требующие объяснения результата. Старшеклассники показывали то, что в кабинете начальной школы невозможно осуществить. На школьном сайте есть публикация о нашем успехе.

2. Ученики спецкурса 5 и 6 классов, имеющие сестер или братьев в младших классах, приглашали с моего разрешения весь класс для демонстрации отдельных экспериментов, это происходило постоянно или почти на каждом занятии.

3. Требование директора проводить вдвое больше лабораторных работ выполняется!

Что же упущено?

1. Полное игнорирование МПС (когда-то расшифровывалось как межпредметные связи). Нужно знать, что изучают по биологии, географии, математике. Я понял это поздновато.

2. Проведение массовой защиты проектов по окончании изучения темы показалось неэффективным использованием учебного времени.

Биология

В 6 и 7 классе в сентябре максимальное количество времени мы проводили за полевой работой. Цель была – заставить детей прочувствовать природу, пропустить ее через себя, влюбиться в нее. Анализируя первую четверть, я вижу: данная цель не была достигнута. Дети радовались лесным прогулкам вместо сидения в кабинете, но ко всем предлагаемым заданиям относились формально, а проследить за процессом не получалось. В итоге положительные эмоции от прогулок «стерлись» оцениванием результатов. Хотя всё же один положительный момент большинство детей отметило: посадка гороха. К слову, многие не справились с уходом за растениями, и сейчас на нашем подоконнике «живут» лишь несколько экземпляров.
В 7 классе ситуация оказалась лучше. Выбранная нами тема – Насекомые – очень подходила для последних теплых недель. Мы смогли наловить сачком разных букашек. Наиболее успешным уроком оказалась лабораторная работа по изучению строения рака. Но ситуацию омрачало отношение к самостоятельной работе. По моему замыслу семиклассники в течение всей четверти должны были выполнять большие «курсовые» проекты, а на последнем уроке презентовать их… Сделали всего 3 человека из двух классов.
Программа, написанная для 9 класса, подразумевала групповую работу. Как выяснилось, 9 классы к такой работе малоспособны. Уроки растягивались на несколько часов, справиться с заданием могли лишь сильные дети, вытягивая свою группу. Остальные проваливались, несмотря на то что ответ на задание, по сути, умещался в двух абзацах учебника. От этих уроков у всех оставалось неприятное впечатление.
Восьмые классы, наоборот, показали высокие результаты в групповой работе. Особенным успехом у них пользовались практические задания, где мы знакомились с разными рефлексами головного и спинного мозга.
Сделав соответствующие выводы, я во второй четверти:

1. В 8 и 9 классах полностью отказался от системы баллов. Все задания теперь поделены на три уровня сложности. Для тройки достаточно записывать конспекты или работать с тетрадью, а вот на пятерку придется и фильм посмотреть, и проект подготовить, и все творческие задания выполнить. В 9  классах эта система уже нашла большой отклик.

2. В маршрутных листах всех классов прописал крайние сроки сдачи работ, по моему мнению, это должно организовать учащихся.

3. В 7 классах предложил альтернативные задания по учебнику для тех, кого не было на уроке, или для тех, кто не хочет выполнять творческие работы.

TopList

Рейтинг@Mail.ru