ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Школа в масштабе микрорайона
Ученые подчеркивают, что качество образования всегда имеет территориальный и социальный контекст
Хорошо известны три фактора, влияющие на академическую
успеваемость обучающихся: семья, школа, территория проживания.
Ведущая роль семьи неоднократно подтверждена международными
исследованиями.
О значении школьной среды тоже сказано немало. А вот какой капитал дает
ребенку территория проживания?
На семинаре Института образования в НИУ ВШЭ была предпринята попытка
рассмотреть качество образования с этой позиции.
Контекст территории
О том, что образованию нужны новые просторы для маневра,
широкие контексты, другие возможности, теперь говорят часто.
В докладе на семинаре молодой ученый Гордей Ястребов утверждал:
социальный капитал семьи решает далеко не все, просто его влияние
наиболее подробно изучено. Что касается ресурсов школы, то они хоть и
важны, но ограничены – это касается и кадров, и технического оснащения,
и программ. А вот территориальный контекст приобретает все большее
значение. В нем кроется и корень болезни, и лекарство от
неэффективности.
Тут возникает первый вопрос: как отделить влияние территории от влияния
семьи, ведь для районов свойствен и контингент. В Америке уже давно
изучен феномен воспроизводства бедности в поколениях, замечен процесс
вымывания наиболее энергичных сил из районов, а также рассмотрены
примеры социализации детей из трущоб в отсутствие позитивных моделей –
контекст территории сложен.
Далее. Как измерить уровень депривации района? Главный ресурс данного
исследования – статистические паспорта муниципальных образований, в
которых указаны доля лиц с высшим образованием, уровень преступности и
безработицы, ожидаемая продолжительность жизни, состояние жилых домов,
освещенность улиц и другие разнообразные показатели (более 900). Вкупе
с данными переписи населения 2002 и 2010 годов они дают представление о
том, что значит для ученика район, в котором он живет и ходит в школу.
Таким образом в двух районах Московской и Ярославской областей изучили
1294 школы.
Факторы
эффективности
Сколько неполных семей, наличие высшего образования,
проживание в благоустроенных квартирах, для какого числа жителей
русский не является родным, дети, стоящие на учете в комиссии по делам
несовершеннолетних – эти факторы если и влияют на результаты обучения,
то незначительно. Для малокомплектных сельских школ различия вообще не
прослеживаются. Также погоды не делают менеджерское образование
директора и финансирование школы – факторы, на которые возлагали
столько надежд.
В итоге, говорит Ястребов, характеристики школ и контингента не
определяют всех различий в образовательных результатах учащихся. Искать
основную причину нужно в территориальных особенностях микрорайона. Как
ни тривиально, а пока есть городские трущобы, неравенство жизненных
шансов детей будет сохраняться.
Как отметил Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной
ассоциации мониторинга и статистики образования, это важный поворот
исследований: фактически школа существует не в городе, не в стране, а
именно в районе. А школа сама по себе – сомнительная единица
исследования.
После того с большой долей вероятности ожидалось, что исследователь
расскажет, какая политика ведется в муниципальных образованиях районов.
Но оказалось, что сами муниципальные образования ответственности за
уровень образования в их школах не несут. Тогда другой вопрос: может ли
сама школа компенсировать «трущобный статус» территории? Стать
источником культуры, информации и комфортным местом пребывания?
Оказывается, так и происходит: эксперты отметили, что по результатам
альтернативного исследования в 2007 году уровень безработицы никак не
влиял на образовательные достижения учеников. Именно благодаря
вовлеченности детей во внешкольные занятия.
Виктор Болотов, вице-президент РАО, высказал предположение:
– Может быть, для некоторых районов главная задача – отвести
выпускников от тюрьмы. Есть такие территориальные контексты. И другие
есть. Не так просто их сгруппировать, их трудно обсчитать при помощи
простой регрессионной модели, но они реальны.
В конечном счете, урок: рассматривать школу следует в широком
контексте. Хотя бы различать условия, в которых работает большинство
школ страны и продвинутые лицеи-гимназии – не с тем, чтобы попрекать, а
ради поддержки, допустим, программ восполнения недостающего на этой
территории. Образ-то нормальной школы и нормальной жизни никуда еще не
делся.