Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Касенкова Виктория

Подростки мегаполиса, подростки села: эмоциональный портрет

Общность возраста еще не гарантирует общности языка

Совсем скоро нынешние одиннадцатиклассники станут выпускниками. Многие, покинув родные деревни, поселки, небольшие города, поедут учиться в крупные города. Мечта сбудется, но… так ли просто адаптироваться в принципиально новых условиях? Автор статьи, молодой школьный психолог, провела исследование, которое показало: эмоциональные проявления школьников, выросших в небольшом поселке, значительно отличаются от эмоций их сверстников, повзрослевших в крупном мегаполисе. Как помочь им понять друг друга?

Взгляд на мегаполис

Я выросла и получила образование в довольно небольшом провинциальном городке. Никто из моих друзей не рискнул уехать оттуда ни после школы, ни после института, они предпочли остаться дома. Так спокойнее, безопаснее. Я же решила поступить в магистратуру в Москве и в сопровождении мамы (не так-то просто оторваться от знакомого места!) два года назад приехала в столицу. Все вокруг оказалось другим: и транспорт, и институт, и люди.
Запомнилась сцена в метро: молодой парень бежит на поезд, буквально сшибает с ног пожилого человека и... не останавливаясь, прыгает в вагон. У нас такую ситуацию невозможно было себе даже представить. Свой родной город я могла с легкостью обойти за один день, там почти все друг друга знают…
Оказалось, что в институте каждый сам за себя. Сокурсники по магистратуре живут довольно изолированно: мы, конечно, можем покататься вместе на велосипедах, поиграть в боулинг, но почему-то делиться литературой или конспектами лекций никто не хочет, не принято.
А вот официанты в кафе отличаются от привычных для меня в лучшую сторону. Они действительно работают по принципу «клиент всегда прав», наверное потому, что у них большая конкуренция. Однажды я заказала салат, он оказался несвежим, и я сказала об этом. Официант позвал администратора, тот принес извинения и заменил блюдо. На моей родине ситуация скорее всего разворачивалась бы совершенно по-другому: на меня попросту накричали бы и сказали, что если не нравится, можно не есть…
На улицах люди добрее у нас. В один из первых дней в Москве мне на ноги уронили сумку с тяжелыми банками; было очень больно, но передо мной не извинились, напротив, отругали: мол, сама виновата, рот раскрыла, иду где ни попадя…
 Я очень скучала по дому, училась, работала в школе. Постепенно полюбила (поняла?) своих новых друзей, учеников. И задумалась, действительно ли так отличаются люди, живущие в мегаполисе и в небольшом поселке или городе. Так как по профессии я школьный психолог, решила сравнить эмоциональные состояния (тревожность, агрессивность и ригидность) старшеклассников из московской школы, в которой сейчас работаю, и небольшого провинциального поселка.
В моем исследовании участвовали 120 школьников, по 60 с каждой стороны. Кроме стандартного теста на эмоциональность (самооценка психических состояний Айзенка), был проведен опрос при помощи незаконченных предложений.

Тревожность

По результатам теста Айзенка из 60 старшеклассников мегаполиса 46% оказались с повышенной тревожностью, почти столько же (43%) обнаружились среди учеников 11 класса, проживающих в поселке. Однако причины для тревоги у ребят сильно отличаются – это показала вторая часть исследования.
Всем было предложено продолжить следующее предложение: «Вообще-то я осознаю, что боюсь…» Оказалось, что поселковые ребята больше боятся «старости и смерти родных» (31% против 9% у городских), «не поступить в вуз» (19% против 6%), «не добиться больших высот в жизни», «не стать самостоятельным» (12% против 6%). Интересно, что у московских школьников в числе их страхов прозвучали опасения «быть ненужным обществу», «не выиграть соревнования, олимпиаду» (27 и 23% соответственно). Негородские ребята об этом даже не вспомнили. А старшеклассников из поселка волнует, что может сломаться их личный транспорт (мотоцикл, велосипед) и они не смогут добраться до школы (об этом волновались 15%). И в той и в другой группе только единицы написали, что их ничто не беспокоит.

Агрессивность

Результаты теста показали, что агрессивность более выражена у старшеклассников мегаполиса: 61% против 17%. А для выяснения причин предлагалось продолжить предложение: «Я могу ударить человека, если…»
Готовы драться в ответ на нападение («…он хочет нанести вред мне или моим родным и близким», «…он меня хочет обокрасть, убить») 15% городских и 17% поселковых старшеклассников. Защищать общественный порядок («… он пьяный или выражается нецензурно») собираются все, но среди негородских ребят таких гораздо больше (14% против 6%). А вот про людей другой национальности («…тот кавказец») вспомнили только 8% городских старшеклассников, ребята из поселка национальность потенциальных объектов агрессии не упомянули вовсе. В то же время среди старшеклассников мегаполиса оказалось 17% тех, кто готов ударить непокорного противника, тогда как поселковые ребята такие фразы в свои ответы не включили вовсе. Правда, для 12% из них оказалось довольно просто стукнуть человека шутя («… это шутка и очень слабо»). Не могут ударить человека 5% городских и 22% школьников из поселка.

Ригидность

Ригидность означает, в частности, неготовность человека адаптироваться к новой среде, изменять свои установки в соответствии с ее требованиями.
Согласно тесту Айзенка 52% поселковых школьников показали эмоциональную ригидность, тогда как среди старшеклассников, живущих в мегаполисе, таких только 24%. Молодым людям предложили продолжить фразу: «Если со мной случатся неприятности…»
Скорее всего негородские школьники менее пластичны, потому что не уверены в себе. Они медленно привыкают к новым ситуациям, к новым людям («… все обдумываю в одиночестве, потому что мало кто меня поймет» – 19%, «… буду долго грустить и несколько раз прокручивать ситуацию» – 42%). Ребята из мегаполиса готовы решать все проблемы, но не готовы при этом меняться сами – они предпочитают рисковать («… во что бы то ни стало я решу все вопросы» – 61%).

 Если бы…

Вот такие они, наши выпускники. Пройдет совсем немного времени, и многие из них встретятся в крупнейших городах России, начнут учиться бок о бок. Смогут ли они удержать или повысить самооценку, изменить свое отношение к происходящему?
Наверное, если бы я приехала в Москву, понимая, насколько эмоциональное состояние ее жителей отличается от привычного для меня, мне было бы гораздо легче адаптироваться в этом большом городе.
Я не стала бы по пустякам спорить с городскими ребятами. И в то же время постаралась бы не подчиняться слепо уверенным в себе девушкам и юношам. Попробовала бы как можно быстрее сделать город своим, несмотря на все свои страхи...
Удалось бы мне это? Не знаю. Но постараться стоило!


Может пригодиться

Летом городские дети часто отправляются в сельскую местность. Для наших учеников это важный опыт, в том числе общения со сверстниками, которые вроде и учатся в таких же школах, по тем же программам, но их жизнь, привычки, взгляды существенно отличаются от того, что считается обычным в родном дворе. И очень хочется, чтобы новые знакомства побуждали детей воспринимать мир как дружелюбное пространство, где не обязательно щетиниться и воевать.


Первое впечатление

Тут надо учесть два момента. Прежде всего деликатность деревенских ребятишек, которые, несомненно, заметят приезжих, но довольно долго будут присматриваться и словно невзначай пробегать-проезжать мимо вашей компании. Если вы здесь надолго, отношения постепенно наладятся сами собой. А вот если в вашем распоряжении всего пара дней и при этом вы хотите успеть познакомиться с местными жителями, лучше начать действовать самостоятельно. Ваше приглашение подсесть к костру, поучаствовать в общей игре скорее всего не останется без ответа.

Второй момент – границы передвижения. У сельских ребятишек они довольно широкие как в пространственном, так и временном плане. Причем с малолетства. Если не хотите разыскивать своих учеников глубокой ночью бог знает где, отпускайте их с новыми друзьями только после тщательного обсуждения, куда они направляются (что для одного «тут рядом», для другого – километров пять) и когда вернутся. Лучше убедиться, что минимум у двоих есть часы или мобильники.

Непересекающиеся множества

Взаимные подозрения в невежестве довольно часто возникают при встрече городских и сельских детей. Первые не представляют, как можно не знать «жутко» популярных игр, сайтов, марок автомобилей… Другие рады дурачить приезжих, предлагая им попробовать на вкус «заячьи орешки» (и ведь пробуют, даже в подростковом возрасте), пугая страшными рябчиками, которые способны стаей «завалить лося» (что им школьник?). Но когда надоедает хвастать друг перед другом, ребята переходят к стадии обмена информацией, взаимного одаривания.
Труднее решается проблема несовпадающих страхов. Городские окружающее пространство воспринимают как зону риска. Но чего бояться в деревне? Машин мало, незнакомые люди, которые могут остановить тебя на улице, просто соседи. Змея оказывается безобидным ужом. Но в то же время симпатичная зеленая лужайка на самом деле – болото. Протоптанная тропинка неожиданно кончается, и непонятно, как домой вернуться... Поскольку отдельным гордецам самонадеянность мешает довериться опыту местных друзей, они рискуют попасть в неприятное приключение.
Если выпадет удача вместе с деревенскими ребятами устроить небольшой «радиальный выход», ознакомительную экскурсию, нужно заранее договориться: главный в группе тот, кто лучше знает окрестности. Именно он решает, куда свернуть, где и как разжечь костер, где через реку переправляться. И пример послушания в первую очередь показывает педагог. Зато сколько интересного вам покажут и расскажут по дороге. Будет о чем вспомнить по возвращении в город.

Вопрос принадлежности

Городской ребенок, как правило, живет в небольшой семье. Соседи, прохожие – это почти фон жизни. Как массовка в кино. Потому и хулиганить на улице легко – никто не узнает.
Для сельских детей семья – это куча родни. Всякий встречный знаком по имени, по общим жизненным обстоятельствам. Ребята все время в окружении значимых (в разной степени и с разным отношением) взрослых. Они вроде бы и не следят за детворой, но при случае выговор сделают, родителям доложат. Более сдержанная манера поведения сельских подростков во многом этим объясняется. Городские чужаки быстро привыкнут со всеми здороваться, учитывать множество внимательных глаз вокруг. Некоторым это явно на пользу.

Людмила Борисова

Рейтинг@Mail.ru