Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Приходько Евгения

Абстрактные понятия на деревьях не растут!

Летняя практика школьной теории

Последние уроки, последние родительские собрания. Лето! Хочется от всего отдохнуть, но и не потерять нелегким трудом добытые знания важно. Более того, в счастливые каникулярные месяцы можно столько интересного узнать, что потом, зимой, очередная программная тема, сухой материал учебника воскресят в памяти жаркий июльский день, запах смородины, блеск речной струи. И урок окажется продолжением личной жизни. Но для этого уже сейчас нужно дать ученикам, их родственникам точные и вдохновляющие советы на ближайшие месяцы.

Отработка математических  компетенций: магазин и кухня

Длина, площадь, объем, скорость, время, расстояние, цена… На уроках в начальной школе мы разбираемся в материале, стараемся запомнить его, учимся решать задачи. Но появляются новые темы – и базовые понятия, умения словно бы утрачиваются. 
А в старшей школе вдруг оказывается, что ребята, успешно справляющиеся со сложными уравнениями и неравенствами, не могут решить элементарную практическую задачу: на простейшем плане найти площадь объекта, разобраться во времени, рассчитать тарифные планы и так далее.
Почему это происходит?
Замечено, что дети, у которых школьные знания соединяются с жизненным опытом, обучаются быстрее. Их знания глубже и прочнее.
Но взрослые сегодня, делая свою жизнь более комфортной, автоматически лишают детей возможности участия в той деятельности, которая раньше была повседневной практикой, прикладываемой к школьной теории.
Ребят, например, часто отправляли в магазин. Продавец на весах взвешивал нужное количество продукта, называл стоимость, которая пробивалась в кассе. Сдачу нужно было проверить и, может быть, на что-то личное потратить (выгадывание семи копеек на мороженое – отличный тренинг). Это было очень ответственное семейное поручение, заставлявшее работать память, вычислительные и коммуникативные способности.
Теперь – мама сложила покупки в тележку и карточкой расплатилась. Соотношение «цена-количество-стоимость» осталось скрыто от ребенка внутри кассового аппарата.
Раньше дети участвовали в приготовлении на кухне чего-нибудь вкусненького. Теперь это редкость. Объясняю тему «Объем». Спрашиваю, кто видел когда-либо литр. Молчат. Подсказываю: в чем находится молоко? Говорят – в чашке. А в чашку откуда наливают? – пожимают плечами. Раньше упоминание пачки сахара исчерпывающе поясняло массу в 1 килограмм. Теперь и упаковки другие, и не все мои ученики ходят по магазинам с родителями.
Пользуясь электронными часами (мобильным телефоном) вместо часов со стрелками, дети только в школе узнают, что в часе шестьдесят минут, что пятнадцать минут – это четверть часа.

Летние возможности

Участие в хозяйственной жизни для маленького ребенка не нагрузка, а благо: он занимается пока еще интересной и новой для него деятельностью вместе с любимыми взрослыми, да еще и многому учится. Да, это, конечно, дополнительная нагрузка для взрослого. Но задумаемся, что мы при этом теряем и что теряет ребенок. Даже если оставить в стороне самое главное – воспитание ребенка в созидательном труде. И обратиться к одной узкой составляющей – формированию математических понятий, конкретнее – понятия величины.
Тем более летом, когда у нас есть время. Есть возможность более тесного, неформального общения с детьми. На даче, в походе, в лагере...
Разумеется, каждый педагог, родитель придумает свои варианты, исходя из индивидуальных возможностей, образа жизни и фантазии. Предложу лишь некоторые ходы.
На кухне (в том числе походной). Измерение количества продуктов разными мерками и инструментами (весы, мерные стаканчики, банки). Определение массы, объема по упаковке продукта, перевод одних единиц в другие. Чтение рецептов, пересчет количества продуктов в зависимости от количества порций. Измерение времени приготовления блюда.
В ванной, у реки или колодца. Переливание воды из одной емкости в другую, измерение объема воды с помощью мерных стаканчиков.
В помещении. Круглые часы со стрелками и арабскими или римскими цифрами – это настоящий тренажер не только для определения времени, но и основа для понимания дробей, углов и даже тригонометрии. Настенный календарь с отмеченными на нем значимыми праздниками (дни рождения, родительских суббот, срок возвращения домой…) позволяет вести прямой и обратный отсчет времени в различных единицах измерения времени (месяц, неделя, сутки). При подготовке к ремонту, при покупке мебели – различные измерительные работы, расчеты периметра, площади, соответствующих расходных материалов.
В магазине. Взаимосвязь цены, количества и стоимости. Определение стоимости покупки, расчет сдачи, подсчет суммы денег в разных единицах, купюрах, монетах (заграничная поездка заставляет пересчитывать цены в разных валютах – непростая задача, от которой ни за что не откажутся бережливые подростки, стремящиеся совершить выгодную сделку).
На даче, в саду. Измерение длины, ширины, высоты объектов различными инструментами, мерками. Разметка грядок, клумб под посадку растений. Чтение инструкций по посадке растений или использованию бытовой техники. Измерение урожая разными способами и мерками (пучок, ведро, штуки…). Расчет скорости, времени, расстояний для путешествий по окрестностям пешком или на велосипеде.
Уход за младшими. Отслеживание времени кормления, прогулки и других режимных моментов. Измерение температуры воды в ванночке для купания. Определение объема жидкости в бутылочке.
В машине. Ознакомление с приборами для измерения скорости, времени, расстояния. Определение связи между этими величинами. Перевод единиц измерения величин. Определение скорости движения, наблюдение за дорожными знаками с рекомендованной скоростью, с ограничением скорости. Приблизительные расчеты времени поездки, преодоленного пути и т.д.
На пляже. Почти все, что можно делать на кухне и в ванной, можно имитировать на песчаном пляже. Нужно только запастись удобными мерками-формочками. А добавив камушки и листочки, можно поиграть в магазин (см. выше).
В туристической поездке. Работа с картами и планами: определение объектов и расстояний, поиск оптимальных маршрутов. Расчет времени путешествия. Определение времени общения с друзьями и родственниками с учетом часовых поясов.
Участвуя в хозяйственной жизни семьи, походной группы, ребенок приобретает жизненный опыт, опыт переживания и проживания проблемных ситуаций. Школа часто лишь помогает осознать полученный опыт, облечь его в слова, расширить возможности его использования.

Рейтинг@Mail.ru