Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2013
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Печатникова Людмила

Академия, которая начинается с зеленого яблока

Здесь вкус к учебе возникает с первого знакомства с плодами знания

Здесь, как в любой свободной, доброжелательной школе, не очень любят рассуждать об одаренности, особых способностях детей. Все талантливы. О здешних преподавателях, умеющих уловить направление детского таланта и развить его, можно отдельную книгу писать: яркие, воодушевленные, ироничные.  Это удивительное образовательное учреждение называется Самарская государственная областная академия Наяновой* (http://www.nayanova.edu/) – одна из немногих реализованных революционно-педагогических идей, из числа тех, что возникали в бурные времена перестройки. И когда знакомишься с академией ближе, понимаешь, как соскучился по «не общему» выражению лиц, по той особенной внутренней жизни, движущейся по собственному календарю, которая складывается усилиями этих детей и этих взрослых – пока без особой оглядки на внешнюю суровую регламентацию. 

Первое впечатление

Вдоль извилистых коридоров на облупившейся краске стен множество фотографий: победитель международных дебатов в окружении соперников, чемпион по информатике, тоже международный, рядом с болельщиками и преподавателем, компания молодых людей в боевой экипировке, клуб «Девять жизней» (одна из возможностей «проходить» обязательный учебный предмет – физкультуру), афиша последней театральной премьеры. Между этажами арочный проход, затянутый драпировкой в цветах звездной южной ночи.
– Здесь будет замечательная библиотека, – объясняет ректор Марина Наянова, – когда найдем деньги на реставрацию.
Она даже не говорит «если».
На скамеечках перед кабинетом студенты лет четырнадцати, заглядывая в сфотографированные на айпады домашние задания, общими усилиями что-то решают. Рядом группа молодых людей примерно того же возраста, в черно-белом. Это не парадная форма – конкурс японской поэзии, хокку. Тушью на свитках, в подходящей к случаю одежде. Форма не обязательна – но обстоятельства требуют.
Пестрая стайка мальчишек у дверей гоняет мяч. Перемена – она и для академиков перемена.

Тайна имени

Почему эти ребята числятся студентами академии? Я долго мучила расспросами взрослых и детей.
В Самарскую академию (сами себя академики по старой привычке называют университетом и собираются вернуть исконное имя во что бы то ни стало) принимают четырех-пятилетних малышей (подготовительное отделение). Студентами дети становятся в шесть лет (первый класс) и остаются ими вплоть до окончания аспирантуры, если пожелают, лет до 23. Кстати, после этого многие меняют статус студента на звание преподавателя все той же академии.
Как отражение этого представления в начале каждого учебного года очередные первоклассники, торжественно получая свои студенческие билеты, в придачу берут по зеленому яблоку. Откусывают от плода знаний перед всем залом и старательно жуют, обещая так же трудолюбиво вгрызаться в учебу, пусть и покажется сперва жестковато и кисловато.
А потом сразу попадают в руки множества специалистов (преподавателей иностранных языков, математиков, физиков, филологов, музыкантов, художников…). Дело не в том, что программа какая-то чересчур сложная. Просто знаток своего предмета яснее видит, как глубок может быть простой детский вопрос, насколько интересна ошибка и чего стоит детская догадка. Общение с такими разными людьми – начало открытия наук, искусств, кому что интереснее, кому какой учитель больше понравился.
А самая любимая первая учительница (она называется куратором) не уроки ведет – занимается непосредственно детской жизнью, от решения бытовых вопросов до организации всевозможных праздников, игр. Должность куратора, сопровождающего класс, каждого ученика, сохраняется на всем протяжении обучения в академии, но с каждым годом класс потихонечку растворяется в различных научных, творческих сообществах.
Уже в начале средней школы дети начинают выбирать темы первых исследовательских, творческих работ, области интереса. И рядом с верным спутником-куратором появляется новая фигура – научный руководитель, человек, с которым хочется обсуждать, спорить, у которого хочется учиться.
Начиная с 8 класса ребята окончательно определяются с приоритетами и расходятся по факультетам (профильным классам): гуманитарному, физико-математическому, химико-би­ологическому, экономическому, театральному.
Привычные к сессиям (2 раза в год, с пятого класса), они учатся втискивать в стремительно бегущие дни и любимое, и нужное.
В конце апреля, перед очередной сессией, в кабинетах – списки классов и против каждой фамилии – перечень личных «хвостов». Отдельные предметы, темы победно вычеркнуты. Но столько еще осталось…
 Ситуация рабочая, поправимая. Опыт жонглирования многими предметами приобретается не в один день.
Надо сказать, отчисление здесь не считается удачным способом решения проблем. Хотя случается, несмотря на дополнительные занятия и переносы всех сроков. «Когда семья совсем не хочет помогать нам», – вздыхает ректор.
 На самом деле эти победители олимпиад, международных фестивалей, конкурсов собственноручно выращены и выучены с малолетства. А не собраны «сливками» со всего города в 8 или 10 класс, как бывает.

Тайна успеха

Секрет хорошего образования – прежде всего в постоянной коррекции и подстраивании учебных программ – под внешние требования и под внутренние необходимости (особенности очередного класса, новые замыслы коллег). Педагоги, разделенные на кафедры и объединенные в ученый совет, согласовывают планы так, чтобы дети не ходили кругами, заново изучая математику на физике, вспоминая исторические особенности эпохи на литературе.
 Сразу надо оговориться: академия гарантирует соответствие своих выпускников стандартам – на выходе (положенные ГИА, ЕГЭ, экзамены бакалавриата и магистратуры), но регулярное проведение всяких срезовых и диагностических работ здесь не приветствуется: программы могут не совпадать сиюминутно, темы кочуют из пятого в седьмой и обратно. И это при том что часть предметов первых курсов вузовской программы легко осваивается в старшей школе. Просто в своем академическом темпе – не в едином строю.
Выстроенность программ, интеграция курсов избавляют от лишних усилий – ради того, чтобы дети могли тратить время на излишества.
Второе важное условие хорошего образования – разнообразная, интеллектуально насыщенная среда. Соединенность с вузом не вопрос престижа – наличие большого количества высококлассных профессионалов, которые свои излюбленные темы готовы обсуждать с аудиторией любого возраста. Или провести отдельный курс для желающих в средней школе, специальный предмет для гуманитарного класса…
Дополнительный образовательный ресурс академии – весь мир. Прежде всего – родной город. В музее ведут уроки истории, живописи, МХК. В театр школьники приходят, как к себе в академию, и артисты с удовольствием играют в их актовом зале. Для театрального класса это лучшая профессиональная стажировка (администраторы театра потом пишут заявки в администрацию области: нужны в труппу молодые актеры – выпускники Академии Наяновой), для гуманитариев – возможность удивиться неожиданным прочтениям знакомых книг, открыть новые имена, научиться писать рецензии, в конце концов. Для всех вместе театр – удовольствие, культурная привычка.
Ученики академии получают международные языковые сертификаты, учатся потом в Сорбонне и Оксфорде (педагогами, администрацией потрачено немало сил на организацию сотрудничества). Участвуют в румынском конкурсе хокку, сочинском конкурсе поэзии, сербском конкурсе песен. Отовсюду привозят награды, опыт, впечатления.
Внутри этого огромного поля возможностей, естественно, все время приходится выбирать. Освоение ответственности выбора – тоже часть образования. Сначала по мелочи: стихотворения для книжки, тему для исследования. Потом серьезнее: в какой форме изучать физкультуру (диапазон от верховой езды и фехтования до боевых искусств), какой факультет выбрать в 8 классе (профиль), куда поступать после 11-го.
Ситуация выбора постоянно организуется взрослыми, иногда она возникает стихийно и старательно поддерживается теми же взрослыми. Но обязательное требование – довести дело до результата.
К примеру, конюшня, которая хорошо видна из окон академии, началась с детского желания спасти списанных лошадей из Самарской конной школы. Гуманный порыв уперся в материальные проблемы. Где держать? Своими силами ребята отремонтировали полуразрушенный барак на территории академии. На что кормить? Попробовали катать малышей в праздники на городской площади, но пожалели коней. Зарабатывают деньги летними конными походами и школами.
Еще один проект, совсем из другой области, но тоже «долгоиграющий» – ежемесячные литературные гостиные. Ровно за день до моего приезда состоялась очередная – «Слепые» Метерлинка (тему, форму определяют ребята самостоятельно, даже куратор бывает не в курсе). Мне досталась программка и восторженные воспоминания очевидцев.
– Мы вошли в зал, на спинке каждого стула висела черная лента. Зрителей попросили завязать глаза.
– Наверное, потом можно было и снять повязку. Но не хотелось. Слушали голоса, музыку, шум шагов, пение. Целый мир.
– А актеры тоже были в повязках?
– А кто же теперь узнает?

Вывод

Все просто. Не нужно брать Академию Наяновой за образец и распространять модель повсеместно. Она неповторима, как может быть неповторима каждая свободная школа.
К сожалению, даже это весьма заслуженное учебное заведение живет, надеясь на будущее, но не слишком рассчитывая на его безоблачность. Живет в непрерывном противостоянии всяческим проверкам и чиновничьим придиркам. Живет, постоянно доказывая, что к уникальному изобретению нельзя подходить с общей меркой.
– Вам разреши, и другие начнут требовать, – опасаются начальники.
Вот бы всем и разрешить. Чтобы в каждой школе закипела совсем иная, но такая же удивительная общая жизнь детей и взрослых. 


* Официальное название – государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная областная академия (Наяновой)».

Рейтинг@Mail.ru