Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Курбатов Рустам

Ни один вопрос не считается глупым. Ни одна тема – запретной

Школьный дискуссионный клуб дает подросткам шанс посмотреть на себя со стороны и вырасти над вчерашними представлениями

В 9 классе я веду то, что можно было бы назвать дискуссионным клубом со свободным выбором тем: сами ученики говорят, что им интересно. Ограничения понятны – гуманитарные науки. Мы не говорим о физике или химии. Психология, политика, общественные вопросы, музыка.

Моя жизнь

Что же действительно волнует пятнадцатилетних детей? Тот список тем, который девятиклассники мне сформировали на четверть, достоин быть предметом социологического исследования:
Молодежная музыка. Эмигранты.
Почему мы видим сны? Надо ли ехать учиться за границу?
Компьютер: добро или вред? Что такое компьютерная зависимость?
Наркотики.
Вот о чем нужно было бы говорить на уроках обществоведения, а не анализировать структуру и целеполагание деятельности. Но о том, что действительно важно для подростков, в школе не говорят.
Примечательно, что на Западе этот курс существует. Он красиво называется философией, но дети не читают на нем никаких философских текстов. У них просто есть возможность высказаться на различные общественные, значимые для них темы.
Итак, говорим о том, что интересно детям.

Моя музыка

Первой темой была молодежная музыка. Домашнее задание: принести образцы той музыки, которую слушаете. Я послушал тяжелый металл, хип-хоп и еще что-то корейское с труднопроизносимым названием, когда поют сразу то ли восемь, то ли десять девушек, стриженных под горшок. Оказалось не так страшно. В ответ дал послушать арию Дона Базилио из «Женитьбы Фигаро» Моцарта. «Производит впечатление», – ответили они.
Думаю, правильно, чтобы подростки в школе давали на уроках послушать учителю ту музыку, которую слушают, чтобы они могли объяснить, почему эта музыка им нравится, что они испытывают, слушая ее.
Музыка – это больше, чем сознание, это глубокое подсознание. И в подобных разговорах есть и терапевтическое значение. Не будучи музыковедом, о самой музыке я говорить не пытался. Предмет нашего обсуждения – сами дети.
Первое.
Можете ли вы объяснить, какие чувства испытываете, слушая эту музыку? Успокаивает она вас, бодрит? В какое состояние приводит? Что такое «нравится» по отношению к музыке? Задача больше чем искусствоведческая – попытаться объяснить, что такое «нравится» и «почему мне это нравится».
Второе.
Как вы думаете, музыкальные пристрастия человека с возрастом меняются или остаются неизменными? Какую музыку вы слушали пять лет назад? Что слушают ваши родители? И как думаете, вы через 10–15 лет будете слушать то же самое или что-то другое?
Маленькая, неуверенная попытка выйти за пределы. Отнестись к собственному опыту не как к единственно возможному абсолюту. Даже не критически, просто посмотреть на себя со стороны. А ведь раньше я слушал другое. Попсу. И родители слушают другое. Может быть, та музыка, которая для меня сейчас кажется абсолютной, – пристрастие, очень ограниченное по времени?
Третье. Я слушаю музыку, потому что она нравится мне или моему окружению? Или просто я принадлежу к молодежной группе, которая слушает эту музыку? Почему некоторые слушают металл, а некоторые – хип-хоп? Действительно ли человеку она нравится? Действительно ли это мои собственные чувства, а не чувства, навязанные мне окружением?

Мое тело

Неделю назад, когда я опять спросил у своих девятиклассников, о чем мы будем говорить на этот раз, они сформулировали две темы: «Однополые браки» или «Суицид». «На ваше усмотрение, Рустам Иванович». Звонок с урока спас меня от этой неприятной ситуации. На перемене, выпив чашечку кофе, собрался с духом. «Что ж, согласен, – сказал я им в начале урока, – пусть – однополые браки». (А что ж мне еще оставалось выбирать, «Суицид»?)
Дети, которые спокойно и несколько сонно говорили о музыке и иностранных рабочих, встрепенулись. Может быть, даже слишком. Не готов я был с моим гуманитарным образованием говорить на эту тему. Какой может быть об этом разговор? Не проводить же, в конце концов, голосование: «Поднимите руки, кто считает, что это физиологическая проблема, отклонение, а кто считает, что это следствие дурного воспитания?» Глупо. Но что ж? Видя такое оживление, уже не мог свернуть в сторону.
Понятно, что когда вся Европа обсуждает вопросы легализации однополых браков, как будто там поговорить больше не о чем, нет ни экономического кризиса, ни потока эмигрантов, ни голодающего «третьего мира», что ж удивляться тому, что наши пятнадцатилетние поставили передо мной этот вопрос. Но, как мне кажется, я сумел их переиграть. Приняв, думаю, к некоторому удивлению девятиклас­сников, эту тему, я развернул поток этого специфического интереса в свое русло.
– А почему, собственно говоря, эта тема вам интересна? Почему вам неинтересны проблемы голодающей Африки или коррупции в России? Почему вам не интересна тема – что там Африка – нищеты в России? Или образования и отношений с родителями? Почему вас волнует именно это?
Инициатива перешла на мою сторону. Пауза была длинной, на этот вопрос ничего ответить они не могли. Это не просто был трюк и перевод стрелок. Именно – попытка подумать. Потому что думать о самом гомосексуализме нет смысла. Разговор исключительно о самом себе, и вопрос стоит так: почему я так думаю и почему я так чувствую?
Они ничего не смогли ответить. Пришлось отвечать мне. Говорить о том, что в пятнадцатилетнем возрасте в организме происходят серьезные изменения и они чувствуют себя уже не так, как два года назад, ощущают это новое состояние, не могут его понять, не понимают, что происходит с его природой, и вопрос сексуальности, очевидно, волнует их больше, чем какие-либо другие вопросы. И в связи с этим вопрос: какой я? такой, как и все? или чем-то отличаюсь? И страх чем-то отличиться, быть не таким, как другие. Слушали внимательно. Наверное, соглашались. Ясное дело, слушали молча. Не могли же они сами говорить об этом.
И вторая грань проблемы: откуда вы это узнаете? Из книг? От родителей? В своей среде? Из средств массовой информации? Вот тема для разговора, вполне философского: как средства массовой информации создают проблему, даже когда ее нет?
Вот так мне удалось отойти от физиологического разговора на эту тему. И даже не потому, что я боялся, язык не поворачивался, а потому, что мне кажется, сам вопрос однополых браков и гомосексуализма не значит ничего. Вопрос даже не в том, что я думаю об этом, а почему я так думаю.

Моя жизнь

Про однополые браки я уже рассказал, следующая тема у меня – суицид. Выбора нет. Конечно, немного страшно. Но с другой стороны, мы же понимаем, что этот вопрос постоянно вертится в голове старшеклассника. Если они готовы про это говорить, если готовы прилюдно задавать вопросы друг другу: «А ты сам не думал о самоубийстве?» Наверное, нет ни одного философа, который не говорил бы об этом. Вот, начинаю готовить фрагменты из Монтеня. Из главы «Философствовать – значит учиться умирать».
Психоаналитики бы сказали, что эти разговоры – перевод из подсознания в сознание. И что это хорошо для психического здоровья: вывести из подвалов подсознания то, о чем обычно не говоришь, о чем боишься думать, что тебя беспокоит и мучает и что, в конце концов, видишь в поведении. И единственный путь освободиться от этих страхов – говорить об этом.

Ничего не записывать и ничего не запоминать

Я не философ. И немножко робею от слова «философия». Ничего не знал, да и не знаю сейчас о молодежной музыке и с трудом отличаю один стиль от другого. И уж точно ничего не знаю о гомосексуалистах.
Обычно в школе задают вопросы: «Что ты знаешь об этом, что помнишь?» Это ведь обычные школьные вопросы. Я таких вопросов не задаю. Вопросы скорее другие: что ты думаешь об этом? Раньше говорили: «Если мы не будем в школе обсуждать с детьми волнующие их вопросы – мы вытесним ребят в дворовую компанию, в подворотню». Теперь и подворотни нет. Только виртуальное пространство. А оттуда трудно выбраться. Возможность вот так посидеть за «круглым столом» и поговорить о молодежной музыке, отношениях со взрослыми и той же однополой любви, наверное, чего-то стоит.
«Что ты думаешь об этом?» Вопрос нужный и полезный. Но есть одно «но». Произнеся вслух, что ты думаешь, трудно бывает потом отказаться от этой мысли, если даже она не очень удачна. Слова как бы затвердевают на воздухе. А в следующий раз они будут говорить: «Это же мое мнение! Вы не даете высказаться! Препятствуете, так сказать, свободе выражения!»
Главный наш вопрос не «что ты думаешь?», а «почему ты так думаешь?». Попытка сделать шаг в сторону и посмотреть на самого себя и на свою мысль со стороны – отстраниться от себя и выйти за пределы обычного здравого смысла. Думаешь ли ты, что будешь эту музыку слушать всегда, что она действительно тебе нравится или это принято слушать в определенной компании? Почему в одной и той же возрастной группе есть люди, которые терпимо относятся к проблеме однополых браков, а есть те, что агрессивно настроены?
Таким образом, мои представления оказываются на расстоянии от меня. Я смотрю на них со стороны, могу в них сомневаться, могу критически к ним относиться, я начинаю думать о своей собственной мысли.
Философ Александр Пятигорский говорил своим английским студентам: «Уберите тетради! На моих лекциях не надо ничего записывать! И не надо ничего запоминать». Я очень хотел повторить своим девятиклассникам эти слова. Действительно, на этих уроках не нужно было ни записывать, ни запоминать. Чужие слова и мысли неинтересны, не имеют никакого значения. Значение имеет лишь то, что ты думаешь сам, собственные мысли. Что же такое этот урок, если не философия?

PS. Как-то так случилось, что через день после появления в редакции педагогического дневника Рустама Курбатова нам прислали номер школьной газеты. А в нем, удивительное совпадение, те же темы: про смерть, про нетрадиционную сексуальную ориентацию, про любимую музыку. И еще тысяча других вопросов, среди которых нет незначительных или опасных.Хотя администрация школы и переживала по поводу того, что столь сложные проблемы поднимаются в школьной газете, которая может попасться на глаза кому угодно, от методиста из департамента до второклассника, уже умеющего читать, волнения оказались излишни. Нет ни дурацких тем, ни запретных. Лишь бы обсуждал их с подростками взрослый, способный привнести в разговор полноту смыслов, опыт культурного прочтения и рассуждения, помочь каждому участнику высказать самое настоящее, искреннее из возможного. И не обязательно приходить к высокопарным суждениям. Выводы вообще не обязательны. Облечь в слова смутные переживания и догадки, быть услышанным разумными доброжелательными людьми – уже путь к пониманию и страховка от массовых заблуждений. Кстати, Маша-семиклассница в школьной газете сумела сформулировать простую, но не банальную мысль:
«Стоило мне хорошенько вдуматься, как я поняла – то, что есть люди, которые немного отличаются от нас, не дает нам права ненавидеть их. Создается такое ощущение, что вы думаете о себе: «Я такой как все, это значит, что меня не тронут, а вон тех я могу унизить, нас же, обычных, больше, мы – сила!». Задумайтесь, чем вам мешает чужое счастье? Да, они другие – и что?»

«ПС»

Рейтинг@Mail.ru