Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

В НАШЕМ КЛАССЕ


Куценко Елена

Школьная газета: современное прочтение

Ученические СМИ – это не узкопрофильный кружок журналистики, а идеальное пространство для развития личностных и коммуникативных качеств ребенка

В конце марта традиционно проходит финал Конкурса школьной прессы в Москве, да и в регионах юные журналисты в пору весенних каникул демонстрируют на местном уровне приобретенные навыки корреспондентов, верстальщиков, фотографов. Педагоги, руководящие школьными редакциями, тоже переживают и изо всех сил болеют за ребят. И все же приз в конкурсе для них не главное. Гораздо важнее спланировать и точно проделать ту незаметную педагогическую работу, ради которой, собственно, и затеваются школьные издания. 

Газета – только средство

На конкурсах школьных газет придирчивое жюри анализирует макет, художественное оформление, разнообразие рубрик, стилистическую точность и актуальность материалов... То есть предметом оценивания становится сам продукт детско-взрослого творчества. Как правило, он очень важен для ребят. А что ценят взрослые члены редколлегии? Поскольку издается каждая такая газета в школе, то для взрослых было бы логично анализировать в первую очередь другой результат – педагогический. И с этой точки зрения неказистый листок с не очень выразительными картинками и неудачным шрифтом (как, впрочем, и стильный, почти профессионально сверстанный номер) может быть воплощенным результатом нелегкой и очень существенной педагогической работы. Ведь школьная газета предоставляет возможности, которых никогда не дает урок, каким бы совершенным он ни был. Выпуск каждого номера – это шанс для очень разных детей принять участие в деятельности – той самой, о которой так долго твердили все вокруг. Коротко говоря, ребенок свободно входит в работу; сам предлагает цели и способы (либо осознанно их принимает); выполняет принятые обязательства, сочетая свой интерес с необходимостью, которую диктует сама работа; взаимодействует с другими, отстаивает свою позицию. Ошибается и видит результаты ошибочных действий. И в новом цикле (в следующем номере) может попробовать иной, исправленный способ действия. Да это идеальная учебная ситуация! 
Не говоря уже о том, что дети наконец-то смогут убедиться в полезности хотя бы некоторой части школьных знаний. Газеты разной направленности могут служить существенной поддержкой для предметного содержания. Или быть средой для проф­ориентационной работы. Или площадкой для равноправного взаимодействия старших и младших, изгоев и агрессоров.
Кроме того, рождение каждого номера задает клубную атмосферу, ибо круг людей определяется не случайностью или принуждением, а общим увлечением. Все, кто включен в работу, получают опыт причастности, принадлежности к сообществу – это так важно для подростков. Особенно ценно то, что статус этот получен не благодаря родительским возможностям (связи, деньги, социальное положение), а только благодаря собственным заслугам и способностям.
Одним словом, работа над газетой обладает потенциалом дополнительного образования, но происходит прямо в школе и может существенно обогатить, разно­образить и украсить взаимодействие учителя и ученика. Только само собой это не произойдет. Нужно отчетливо понимать свои педагогические задачи и наметить, в каком качестве будет выступать газета, какие слабые места компенсировать.

Свободное пространство

Все школы разные, как люди. Одним нужно дотягивать предметные знания, создавать осмысленное пространство, куда можно было бы прийти после уроков. В других, наоборот, план воспитательной работы трещит по швам от мероприятий, дети весь полный день заняты то одним, то другим полезным делом. И для того чтобы добавить в школьную жизнь немного «воздуха», тоже может пригодиться газета. Похоже, что в НОУ СОШ Образовательный центр ОАО «Газпром» (Москва) редакционная комната, где рождаются школьные журналы, выполняет роль свободного пространства. Сюда можно прий­ти с пожеланием, идеей, инициативой. Так произошло, когда в редакцию пришли подростки и сказали, что хотят провести танцевальный конкурс. «А кто будет заниматься организацией?» – спросила Светлана Ежова, педагог-организатор и вдохновитель первых школьных изданий, из которых за пятнадцать лет разросся целый «медиахолдинг»: общешкольные журналы, детский и учительский, множество классных альманахов, сайт, телестудия. Желание участвовать в конкурсе было настолько серьезным, что ребята взялись за его организацию и провели. Похожая история произошла и с турниром по настольному теннису. А однажды подростки вошли в комнату редакции с решительным заявлением: «В школе нет места, где бы нас слышали». В результате организовались и пошли на педсовет со своими предложениями.
По сути дела это очень серьезный показатель взрослости, самоорганизации, готовности формулировать свои пожелания и идти на переговоры с теми, кто располагает ресурсами. Маленькая деталь: чтобы эти подростковые умения воплотились, нужен центр кристаллизации детской инициативы, соуправления. И это должно быть обжитое и психологически безопасное место, где можно сказать «А давайте...».
Важно, чтобы ни одно «давайте» или «помогите, пожалуйста» не оставалось без ответа. Так возник, например, альманах «Как жить дружно и не ссориться» – как способ нормализации атмосферы в классе, где постоянно происходили выяснения отношений. Ученики класса написали свои размышления, издали – и, удивительное дело, агрессия пошла на спад. Иногда редакция оказывается местом спонтанной психологической поддержки. Как в истории с ученицей, которая была непопулярна в своем классе настолько, что родители даже хотели перевести дочь в другой класс. Но в редакции она работала много и успешно. Забегая туда, ее «гонители» раз за разом убеждались, что Саша (назовем ее так) в этом пространстве авторитетна и уверена в себе. Да еще и Светлана Ежова не упускала случая переадресовать их вопросы: «Спросите у Саши, она этим занимается... Да, диск действительно хороший, взять можно, если спросите у Саши, это ее». В конце концов перед каникулами, когда договаривались, кто что напишет, Александра, которая всегда много писала о каникулярных поездках, неожиданно сказала: «А я, наверное, ничего не напишу: все наши из класса никуда не едут, и я тоже остаюсь».
Такой вот неожиданный и в высшей степени педагогический результат.

Культурный и информационный центр 

Совсем иную роль играют школа и школьная газета, если дело происходит в небольшом селе. Например, в Толвуе (Карелия) школа, как и другие хорошие сельские школы в последние годы, берет на себя функции культурного центра. А значит, ученики приобретают опыт активного взаимодействия с социумом, учатся анализировать общественное мнение и влиять на него.
Начиналась толвуйская журналистика с проекта длиной в год «Зеркало для района». Нынешний главный редактор школьной газеты «Ровесник» Людмила Усольцева вспоминает: «Мы с ребятами собирались в каникулы и выходные дни на игру «Журналист». Каждая творческая группа получала редакционное задание и работала над ним. Первое занятие посвятили молодежи: узнали о проблемах, которые волнуют молодых жителей села, расспросили молодого педагога, выяснили, как занят досуг школьников в каникулы. Вскоре в селе возникла острая проблема: из-за долгов перед коммунальщиками под угрозой закрытия оказался дом культуры. Мы откликнулись и сделали подборку злободневных материалов. Можно сказать, детские материалы, опубликованные в школьной и районной газетах, стали отражением жизни села, своеобразным зеркалом, в которое смогли заглянуть все заинтересованные взрослые. Во время нашей работы мы познакомились с жизнью соседних деревень и тоже рассказали об этом нашим читателям».
А потом из проекта родилась идея сделать школу еще и информационным центром села. «Вы только представьте – у нас будет своя сельская газета! И вы сами будете ее выпускать!» – говорила я. Заинтересовала. В течение двух с половиной лет мы делаем ежемесячно не только два выпуска собственно школьной газеты, но и еще одну – многотиражную – для всех жителей села. Договорились с районной типографией, деньги на первый выпуск нашлись в школе, а потом стали зарабатывать сами, так что хватало и на печать, и на призы для победителей многочисленных конкурсов, которые придумывают газетчики. Однако выпускать такое серьезное издание с малышами – так уж сложилось, что основой редакции стали ученики 3–6 классов – тяжело. Поэтому, когда мне предложили вести предмет «проектная деятельность» в 11 классе, я занялась с выпускниками именно издательской работой».
Ребята гордятся участием в настоящем взрослом деле и ревниво относятся к критическим замечаниям в адрес своего СМИ. И в селе их принимают всерьез, даже приносят свои материалы, если хотят привлечь внимание односельчан и администрации к какой-то проблеме.

Центр притяжения

Есть выражение «душа компании», так называют человека, который удерживает дух сообщества, создает поле притяжения для окружающих, иногда очень разных людей. Подобный центр необходим и для школы, ведь она собирает под одной крышей взрослых, малышей и подростков, которые расходятся со звонком по кабинетам, не имея подчас возможности узнавать, что происходит в соседнем классе. Да и желания тоже. Особенно если школа рассчитана на одаренных ребят, настроенных с головой уйти в учебу.
Для лицея № 11 «Физтех» (г. Долгопрудный) таким магнитом стала школьная газета «Лицеистъ». Создавала ее больше пятнадцати лет назад Виктория Ахматова, заместитель директора по воспитательной работе и бессменный редактор, с мыслью о том, что «нельзя с самого детства захлопывать детей в физику или математику, им нужны самые разные площадки для воплощения своих интересов».
Кроме того, даже у самых увлеченных «технарей» классе в пятом просыпается нормальная подростковая жажда общения и признания. Многолетний опыт подтверждает, что самыми активными членами редколлегии становятся пяти-, шести-, семиклассники. Они собираются раз в месяц, приглашают представителей классов с шестого по одиннадцатый, расспрашивают, что привлекло в последнем номере, о чем хотелось бы почитать в следующем. Семиклассники идут в начальную школу, помогают малышам писать коротенькие заметки – готовят новое поколение школьных журналистов себе на смену. Учителя тоже пробуют себя в качестве авторов. И конечно, практически вся школа ждет, когда из местной типографии доставят свежий номер.

 ...Возможности школьной прессы конечно же не исчерпываются этими примерами. Каждая газета открывает для своих создателей неповторимый набор возможностей – для общения, развития, утверждения себя в той или иной роли. Но лишь при одном условии: педагог, который поддерживает этот процесс, должен отчетливо понимать его особенности. Не делать за детей работу, которую они могут выполнить сами – да, неумело, медленно, неловко. Очень важно не одергивать и давать возможность ошибаться – на чем же учиться, как не на ошибках.  Кроме того, газета – это то небольшое (по сравнению с уроками) пространство, на котором взрослый и ребята равноправны. И учителю наконец-то не нужно задавать вопросы, ответы на которые он давно выучил наизусть. Здесь можно ошибаться и искать правильные ответы вместе. 

Рейтинг@Mail.ru