Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Если в школе все сильнее заметен регресс…

Значит ли это, что и учителю пора трубить отступление?

Учитель отчасти и философ, у него столько невыясненных вопросов, что в пору поделиться. Нам пришло письмо:

«Говорят, школа разучилась учить. Но разве не заметно, что за последние 15–20 лет дети сильно поглупели? Сравнить «сильных» того времени и сейчас: они прекрасно пишут тесты, а в разговоре двух слов связать не могут, своих мыслей у них нет. Может быть, это ЕГЭ поколдовал, может быть, медиа, не знаю, но когда говорят, что виноваты учителя, – неправда. Учитель всегда учит из наличных возможностей. Я теперь не даю ученикам тех задач, которые давала раньше: они им не интересны и не нужны. Многое не рассказываю. Стараюсь как можно меньше эмоционально участвовать в уроке: им это не нужно. Из-за этого моя работа превращается из большого дела в эпизод. И что же дальше?»

В самом деле, что будет с нами дальше, если прекратится то, что стимулирует развитие: активное и избирательное поведение, навык преодоления трудностей, освоение, созидание? Не пойдем ли мы вспять?
Палеонтологическая летопись имеет много примеров, когда животные вступали на путь интеллектуализации, но недотягивали, таких линий много. Так, динозавры мелового периода интенсивно развивали свой мозг, но окружающая среда им не благоволила. Активно эволюционировали приматы – но их интеллект стопорился жесткой иерархией, ведь известно, что иерархия поддерживается агрессией, а агрессия топчет развитие. Наоборот, были человекообразные, которые уже перешли к прямохождению, живя на райском острове близ Италии, но они погибли, когда остров соединился с материком и к ним пришли хищники. Гигантопитеки имели очень большой мозг, но были вегетарианцами, им надо было целый день жевать, а думать – некогда. Хотя австралопитеки тоже ели траву, но их руки были свободны, и они изготавливали орудия труда. Дальше. Неандертальцы Европы – люди с головой, но, судя по находкам из раскопов, были консервативны. «Стабильные» неандертальцы погибли, а вот сапиенсы, которые жили в то же время, наоборот, оставили разнообразные предметы хозяйствования и были не чужды искусству. Именно появление и развитие у них активного поведения привело и к росту свободы выбора, соответственно – интеллекта, далее – к господству вида. Мораль ясна: эволюция не оставляет нам ни малейшего повода расслабиться и плыть по течению. Кто ничего не предпринимал, не искал, не выбирал, тот не выжил. Среда враждебна – надо уйти; иерархия давит – отделиться; тепличные условия – не к добру; мысли об одном только насыщении губят мозг. Трудовая психология только в плюс, стабильность – в минус. Хотят дети – не хотят, устали мы – не устали, а способность думать, представлять, воображать завещана человеку природой, и все тут.

Рейтинг@Mail.ru