Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ПОСТСКРИПТУМ К 8 МАРТА


Якобсен (Космина) Марина

Русская wife, russian жена...

Чем наши женщины восхищают и обескураживают своих мужей-иностранцев

Десятый год не могу объяснить своему мужу-датчанину, что такого особенного в этом обычном весеннем, прохладном рабочем дне. Почему они тут, на Западе, не принимают всерьез наш любимый праздник? Они и не слышали про него!

За последние пятнадцать лет полтора миллиона российских женщин, устав от безнадежности на родине, уехали за рубеж. Многие из них – выйдя замуж за иностранца. Россия в течение всего XX века теряла мужчин почти целыми поколениями. В результате сегодня женщин детородного возраста в стране больше примерно на 10 миллионов! При этом смертность среди мужчин в четыре раза выше. В старших поколениях дисбаланс еще больше. А в странах Европы, в Америке, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, традиционно приглашавших иммигрантов, выше доля мужского населения. И живут мужчины в развитом мире дольше. И положение женщины там куда легче, и отношение к ней куда цивилизованнее.

***

Помню, как удивлял меня мой иностранный муж первое время. Все в нем было другое, чудное, труднопереводимое, высококачественное.
Он ел пельмени и вареную кукурузу ножом и вилкой. Он пил только молоко. Он не разрешал мне рано вставать. Он употреблял удивительные выражения: «Ты права», «Никогда не говори мне сорри», «Что бы ты хотела на завтрак?» и «Я пошел варить воду для чая». 
Он удивлялся: «Как, и сегодня суп? Я за всю жизнь не съел столько супа…» Глядя на гречневую кашу, он спрашивал, правда ли я буду это есть. После работы он сам готовил ужин: с электронными весами, стальным термометром и секундомером. Подавал он его на разогретых тарелках.
Он хорошо зарабатывал, но ничего не тратил на себя. Одежду и обувь снашивал дотла. С сердцем, как в Англии говорят, на правильном месте и головой, прикрученной хорошо. С руками, как говорят в России, растущими из нужного места. Он мог бы починить космический корабль, хотя учился только на врача. Он говорит на пяти языках, а мой университетский немецкий оказался крепко забыт. Мы, смеясь, со словарем выясняли бесконечные недоразумения. Но впервые в жизни мне казалось, что любимый понимает меня абсолютно. А он считал, что это ему неслыханно повезло. Все вызывало у него восхищение. Только один изъян он нашел у меня, и тот потешал его:
– Плииз, не вскрывай эту коробку по-русски. Не рви ее со зверским лицом на куски! Вот же надрез… И лучше бы не чинить посудомойку этим вашим пинком или ударом кулака…

***

Наш брат женщина на Западе в историческом смысле не просто наступает на пятки мужчине, а уже почти обогнала его. Девочки оканчивают школу с лучшими результатами. В университетах девушек больше половины, и учатся они успешнее. В престижных, исконно мужских отраслях больше половины – женщины. Все чаще у супругов раздельные счета в банках. Все больше женщин живут в партнерстве, не обременяя себя обязательствами, пока не проверят своего будущего супруга вдоль и поперек. Западные женщины предпочитают работать: это интереснее и надежнее, чем расходовать себя на мужчину и детей. Осталось добиться равной оплаты труда и взять верхние этажи власти.
От всего этого западный мужчина устал. Его восхищают и притягивают славянская покладистость и семейственность как чудом сохранившиеся качества идеальной женщины из милого прошлого. Славянским на Западе считается все, что выросло на территории Советского Союза и говорит по-русски.
Женившись на россиянке, западный мужчина вырастает в статусе и собственных глазах. С этих пор он не просто равный партнер, который должен каждый день доказывать свою состоятельность, чтобы не остаться в одиночестве, а глава семьи, опора, кормилец, универсальный справочник для беспомощной, как ребенок, на редкость неболтливой красавицы, заметно моложе его и непременно с высшим образованием. Эти русские, похоже, рождаются с дипломами! А как они элегантны и ухоженны! На улице русскую женщину видно издалека.
Не важно, добился ты чего-то в жизни или нет, если рядом такая женщина, – само по себе достижение, как золотая медаль, придающая блеск и цену твоей персоне.
А слушает... Боже мой, как она слушает! Возможно, она пока не улавливает все детали, но смеется и плачет она в соответствующие моменты.
Похоже, славянской женщине нужен и важен сам мужчина, его душа, мысли и чувства, даже его настроение с утра, а не только его страна и деньги, как пугают газеты; и не только деньги, дети и секс, как, увы, бывает с вечно занятыми собой и бизнесом земляками.
Конечно! Мы-то знаем, что любовь мужчины для русской женщины важнее всего на свете. Где-то сразу после здоровья и сытости детей и родителей.

***

Мужья-иностранцы, конечно, это бытовой сюрприз и маленький спектакль каждый день. Им комфортно в белых брюках на полу аэропорта и в парке на траве. Они распаковывают чемодан, собравший пыль и микрофлору разных континентов, почему-то на постели, на белой простыне, а потом укладываются туда сами прямо в ботинках. Делая подарок, иностранец с детской гордостью сообщит, что приобрел его со скидкой в 75 процентов. За четверть цены! Почему же у русской женщины вытягивается лицо при виде наклейки «уценено»? Ведь сэкономлены общие средства. Но славянская жена считает, что в семью и в дом следует покупать только все самое лучшее, потому что считать деньги, когда речь идет о близких, стыдно. 

***

Славянские жены могут стоять у плиты день и ночь: они считают своим долгом обеспечить семье горячую пищу как минимум три раза в день – хотите верьте, хотите нет. 
Мужья-иностранцы во все глаза смотрят, как русские едят жареную курицу и вареную кукурузу руками, держа ее, как белка орех, и ловко обгрызая со всех сторон. Русские жены каждый день забывают полить картофель фри уксусом, едят торт не десертной вилкой, а чайной ложкой и кладут в макароны сливочное масло, а в чай – кусок лимона!

***

Но проходит время, а вместе с ним – ошеломление, незнание языка и молчаливость. Наши женщины, которые недавно с облегчением сбросили непосильную ношу ответственности за все и были рады весь день не выходить из кухни, начинают томиться от мелкости проблем и тесноты размаха. Справившись у себя на родине с таким, что мужьям и не снилось, одолев такую перемену в жизни, теперь в этом игрушечном мирке они в растерянности ищут, с чем справиться еще, на что направить бурный поток душевных сил. Теперь у них на все находится собственное мнение. Она, недавно ловившая каждое слово как откровение, теперь посмеивается над его сетованиями на трудности жизни, пробки, инфляцию, продажность властей, бестолковость сервиса, уровень преступности и скверную погоду. Бедняга обнаруживает, что его русская половина полна странных принципов, и она стоит за них насмерть. Войти в дом, на кухню в чистых ботинках и, наоборот, пройтись в носках по двору оказывается себе дороже. Положив ноги на стол, рискуешь не только ботинками, но и головой! Она раздает подзатыльники детям, не заботясь о юридических последствиях. А эта навязчивая национальная идея «тапки»! Этот русский террор чистотой и порядком? В наше-то время, когда все живут по принципу «Если камень на дороге мешает тебе пройти, не трудись пинать его в сторону. Обойди». Качество жизни не в красоте, чистоте и сытости, а в том, сколько у тебя свободного времени, сколько книг ты прочитал, сколько стран объездил, сколько музыки послушал, сколько раз смеялся за день.
Она все больше берет на себя. Вчера еще не умевшая отправить письмо, сегодня она дает ему советы по работе!
Она все еще слушает его как никто – этого у русских не отнимешь, – но она не слушается! Она все делает по-своему! Вот он же научился пользоваться тапками и даже полюбил есть суп. Но ее ни в чем не удалось изменить. У нее, конечно, золотой характер, но он из металла! А главное, сколько его там!
Он слышал, что русский отдаст последнюю рубашку другу в беде, но не предполагал, что она может оказаться его собственной рубашкой.
Он читал о преданности русских женщин своей семье, только не догадывался, что глубина привязанности к родителям, братьям и сестрам, мера взаимной гипер­опеки и откровенности будет зашкаливать, как и телефонные счета, и расходы на авиабилеты, и списки обязательных подарков в Россию.
Ему самому гости из России везут почему-то водку, и, как говорит жена, самую дорогую. Что бы он делал с этой коллекцией, если бы они сами ее не выпивали!
Сев за стол со своей русской семьей, он через час сбегает, вызвав себя со второго мобильника по срочному делу, потому что столько ему просто не высидеть, не съесть, не выпить, не выслушать и не выговорить! ...А то еще запоют!
В его доме теперь постоянно кто-то либо живет, либо останавливается проездом, либо, заскочив на минутку, пьет водку и плачет всю ночь. Он пытался входить в курс дела, но его нервы и чувство приличия не выдерживали подробностей. Все, что он мог сделать, – это выписать чек из того, что еще оставалось. Пока оставалось...
Он слышал про иррациональность, противоречивость и загадочность русской души и пробовал читать Достоевского, но только теперь он начинает понимать, что такое эмоциональное богатство в быту. Ссоры принимают эпический трагизм. О эта русская неистовость! Он живет на вулкане, испытывая полный спектр эмоций от шока до обморока, но сожалеет только о том, что нашел свой вулкан так поздно, потому что это и есть настоящая жизнь.
Единственный сегодня специалист по межкультурным бракам в России психолог Ольга Маховская говорит, что очень часто даже в случае развода, прокляв все, едва придя в себя, бывший муж русской жены начинает искать себе… русскую жену.

***

Судьбы наших женщин за границей складываются очень по-разному. Многие действительно счастливы. Увы, не счесть криминальных сюжетов. Число разводов, говорят, высоко, хотя и не подсчитано точно. И никто пока не знает, каков все-таки процент браков удачных.
Но даже в очень сложных случаях мало кто возвращается назад. Наши женщины с их российской закалкой терпят до последнего. Но если нет, все равно не пропадают: находят работу, выходят замуж второй, третий раз, до победы, часто успокаиваясь на иммигрантах из России. Преподают языки, получают новое образование или подтверждают дипломы, открывают свой бизнес. А главное для них, что в лучшую жизнь вывезены дети.

***

Тем не менее массовый исход женщин из страны пошел на убыль. Наибольшее их число оставили Россию в 1997–1999 годах, и с тех пор свадеб с иностранцами играют все меньше. Подпортили нам репутацию юные брачные аферистки из России, новое поколение славянских невест, заточенных только на шикарную жизнь. А Европу и Америку выпотрошил и продолжает сотрясать кризис. Славянская жена, только на оформление и переезд которой нужны тысячи долларов, становится роскошью. Для спасения от депрессии иностранцам теперь хватает своих собственных проблем.

***

Я знаю, почему им здесь не нужен день солидарности освобожденных женщин. У них тут круглый год Восьмое марта.

Рейтинг@Mail.ru